Важно
Приложения
ПолитикаПриморский край20 октября 2008, 09:47печать

Сергей Дарькин представил Стратегию развития Приморского края до 2025 года


Губернатор выступил на XVI Конференции Приморского Регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".

20 октября 2008, 09:47, Дейта. Администрация Приморского края совместно с ведущими российскими экспертами в области экономики и геополитики разработала Стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года.

Стратегия была разработана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам расширенного заседания Государственного Совета РФ «О стратегии развития России до 2020 года».

2 октября 2008 года при поддержке фракции «Единая Россия» стратегия была утверждена Законодательным Собранием Приморского края.

Необходимость создания этого документа вызвана, прежде всего, изменением роли Приморского края, который рассматривается сегодня как площадка для выхода России на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для успешной реализации этой миссии Приморью необходимо создать принципиально новую, конкурентоспособную экономику, совершить качественный переход от сырьевой экономики к экономике инновационной.

Пути решения этих задач обозначены в Стратегии, концепцию которой я готов представить в рамках партийной Конференции.

Уверен, что представители приморского отделения «Единой России» осознают значимость этого документа, и сделают всё для содействия реализации положений Стратегии.

Новые экономические и социальные возможности регионального развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции мы связываем, прежде всего, с изменением баланса между экономическими центрами мировой экономики; превращением в ближайшие 10-15 лет Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии.

По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В условиях этого сценария экономический рост стран АТР создает для дальневосточных российских регионов несколько возможностей:

•• Во-первых - диверсификация рынков сбыта. В настоящее время основным рынком сбыта углеводородного сырья является Европейский союз, что создает неустойчивость позиционирования России в мировом торговом пространстве. Уже сейчас реализуемые проекты - строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, освоение Сахалинского шельфа направлены на диверсификацию поставок сырьевых ресурсов. В результате реализации крупнейших проектов позиции России на рынках - особенно сырьевых - только усилятся.

•• Во-вторых - выход на устойчивые позиции на средне и высокотехнологичных рынках. Уже сейчас многие российские компании (Атомстройэкспорт, АФК Система, РусГидро и т.д.) выходят на рынки стран АТР, и этот процесс международной интеграции в дальнейшем будет нарастать.

•• В-третьих - все более активное участие России в едином экономическом азиатском пространстве, которое в настоящее время находится в стадии формирования.

В связи с усилением позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве «фронт-линии» взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.

Стратегической целью развития Приморского края до 2025 года являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.

Реализация Стратегии и успешное достижение цели требуют решения пяти стратегических задач:

Первое. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики.

Второе. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края.

Третье. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы АТР.

Четвёртое. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР.

И пятое. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.

Эти стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края - «новая индустриализация». Основная характеристика данного сценария - развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-транспортной, и формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.

Мы понимаем, что диверсификация экономики сама по себе не является гарантией успешного развития территории. Реализация Стратегии будет осуществляться в условиях жесткой глобальной и внутренней конкуренции. Реалистично оценивая риски, считаем критически важно повысить уровень передела новых товаров.

Поэтому стратегия экономической политики определяется следующими приоритетными направлениями:

•· Развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья

•· Развитие транспортно-логистического кластера

•· Развитие рыбохозяйственного кластера

•· Формирование Владивостокской агломерации

•· Развитие инновационной деятельности

•· Развитие энергопроизводственного кластера

Остановлюсь на основных из них.

Кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья определит новое качество экономики края.

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» даст возможность создания в крае нового вида экономической деятельности - производство нефтепродуктов и нефтехимических производств. ОАО «Роснефть» уже подготовило проект строительства в Приморском крае Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн продукции в год.

В рамках газофикации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края:

•· строительство газоперерабатывающего завода (мощность 30 млрд. м3 газа в год, ОАО «Газпром»),

•· строительство завода СПГ (LNG) (мощность 26 млрд. м3 газа в год, ОАО «Газпром»),

•· строительство завода по производству минеральных удобрений;

•· перевод производств, в том числе энергетических, на газовое топливо.

Реализация данных проектов обеспечит рост в связанных кластерах и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных и производственных центров для обеспечения проектов нефтегазодобычи на Сахалине и шельфе.

Для перспектив развития Приморского края важно, что прогнозы экспертов по расширению производственного спроса в макрорегионе показывают рыночный потенциал развития энергомашиностроения, судостроения и морской техники, строительной и дорожной техники, а также металлургии и лесопереработки.

Формат развития этих секторов - создание центров комплектации и сборки оборудования, внедрение инновационных технологий.

Стратегией предусмотрено развитие транспортно-логистического кластера до уровня масштабов интеграционных процессов в макрорегионе. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока. Эта задача диктует необходимость перехода от развития отдельных портов к развитию портовых систем.

Конкурентоспособность портовой системы Приморского края на транспортно-логистическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона будет зависеть от степени координации и синхронизации стратегии развития всей системы в целом. Так как по масштабам дальневосточные порты значительно уступают портам Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом формирование крупных портовых кластеров является мировой тенденцией.

Для развития портовой системы предусматривается формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла Восточный-Находка.

С целью обеспечения конкурентоспособности кластера, считаю важно, повысить производительность портовой системы региона за счет технологической модернизации и увеличения мощностей основных транспортных узлов.

Для интеграции в макрорегиональную систему перевозок предусматривается возможность формирования хаба на базе существующего аэропорта г.Владивостока.

Рыбохозяйственный комплекс является традиционным для региона и формирует одну из основных региональных специализаций. Доля Приморского края в уловах России превышает 20%, а налоговая отдача на 1 тонну добытого сырья является самой высокой в России (в 2006 году - 2 969 рублей на 1 расчетную тонну вылова). Стратегией предусмотрено увеличение производства продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости, развитие марикультуры, усиление приморских брендов рыбопродукции и их выход на международные рынки.

Учитывая современные тенденции на мировых продовольственных рынках, характеризующиеся дефицитом и ростом цен, региональным приоритетом будет развитие сельского хозяйства. Ключевое направление - производство экологически чистых, без трансгенных модификаций продуктов питания.

На наш взгляд очевидно, наиболее комфортные условия для ведения бизнеса создают крупные городские агломерации. В настоящее время в России городские образования с численностью населения более 1 млн. человек всего 12. Городов, которые за счет агломерирования способны переступить этот порог численности, также около 12. Для территории Российской Федерации - крайне мало.

Ограничением является то, что российские города не соответствуют современным инвестиционным тенденциям и не могут в полной мере выполнить функции, связанные с развитием новых видов деятельности - секторов финансовых услуг, сетевой торговли, логистических услуг и новых промышленных площадок. Эти задачи мы намерены решить за счет формирования Владивостокской агломерации.

Цель проекта - формирование центра сотрудничества России и АТР, сомаштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе.

Основными направлениями формирования Владивостокской агломерации являются:

§ Развитие ядра агломерации, в том числе формирование делового района, развитие инновационной и образовательной инфраструктуры

§ Развитие городской среды на всех территориях, входящих в состав агломерации - Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка

§ Инфраструктурное развитие агломерации за счет повышения транспортной доступности и синхронизации логистической и производственных функций внутри агломерации

§ Формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма и создание игорной зоны «Приморье».

Ключевой проект данного направления - подпрограмма «Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. № 801.

Целевая подпрограмма предусматривает создание всех необходимых условий для организации саммита АТЭС-2012 и развития города: современный конференц-холл и выставочный центр, которые в дальнейшем будут использованы федеральным университетом. Так же будут построены международный аэропорт, транспортная и инженерная инфраструктура города, гостиницы. Всего планируется строительство 36 объектов общей стоимостью 148,5 млрд. рублей, в том числе 100 млрд. рублей из федерального бюджета.

С целью развития человеческого потенциала и формирования условий для «новой экономики» приоритетными направлениями региона являются развитие инновационной деятельности и создание Дальневосточного федерального университета.

В результате мы планируем построить университет мирового уровня, способный оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Дальневосточного федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.

Достижение цели данного проекта основывается на интеграции высшего образования, фундаментальной и прикладной науки для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производственного и социально-экономического управления.

В частности, для решения комплекса задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостороения создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий.

Для обеспечения энергетическими ресурсами растущей экономики региона, а также формирования условий для экспорта электроэнергии в Китай и Корею планируется развитие энергопроизводственного кластера.

Основными проектами являются:

· Создание новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся, а именно: строительство Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции-3, реконструкция Артемовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом на сжигание газового топлива

· Сооружение электрических сетей с техническими возможностями для экспорта электроэнергии. В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, в Северную Корею и Республику Корея

· Строительство атомной электростанции в Приморском крае и создание центра технической комплектации для строительства подобных объектов в странах АТР

· Строительство алюминиевого завода полного цикла мощностью 600 тыс. тонн продукции в год.

Стратегия развития Приморского края до 2025 года не ограничивается перечислением основных целей, задач и направлений. Мы провели системную работу по стратегированию совместно с ведущими российскими проектными институтами, государственными корпорациями, ведущими бизнес-структурами, научными и общественными организациями. Это позволило подтвердить каждое приоритетное направление развития конкретными инвестиционными проектами.

Поэтому мы можем достаточно определенно сказать о целевых ориентирах социально-экономического развития Приморского края к 2025 году:

· ВРП края увеличится до 2 трлн.рублей

· качественно изменится структура региональной экономики - доля новых секторов в структуре ВРП края составит 58%

· рыночная капитализация экономики увеличится на 3 трлн.рублей (накопительным итогом)

· улучшится демографический потенциал территории и повысится капитализация человеческих ресурсов.


Стратегию Приморского края целесообразно как часть Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года и регионального раздела Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.


ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика