18+
8 декабря 2016, четверг
Важно
Приложения
ПолитикаСтатьиВ Мире24 ноября 2010, 15:17печать

Эксперт: "Нагнетание паники вокруг корейского конфликта – явная провокация"


Силовая акция против КНДР одинаково невыгодна всем государствам региона

24 ноября 2010, 15:17, Дейта. Комментарий относительно инцидента, связанного с обстрелом северокорейскими военными спорного острова руководителя Дальневосточного центра политических исследований, кандидата политических наук, независимого эксперта Андрея ГУБИНА:

Для понимания происходящего необходимо вспомнить о Корейской войне 1950-1953 годов, которую на Юге называют "событиями 25 июня", а на Севере – Отечественной освободительной. Уже в этой разнице в наименованиях видно отношение сторон к проблеме воссоединения Кореи. Тогда военная операция, разработанная и осуществленная  не без помощи советских специалистов, стала полной неожиданностью для значительной части мирового сообщества, включая США. При этом Совет Безопасности ООН был созван в тот же день (25 июня), и американская резолюция, предусматривавшая военную операцию против КНДР, была принята, во многом и из-за отсутствия советского представителя. В 1953 году война была завершена во многом благодаря политической воле американского президента Эйзенхауэра,  смерти Сталина и слабости Китая. После предложения Индии о прекращении огня, был подписан соответствующий договор. Интересно, что  представители Южной Кореи отказались подписать документ, все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона, которая до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.

И если с сухопутной границей все достаточно понятно, то относительно разграничения морских владений существуют разногласия между Сеулом и Пхеньяном. Морскую границу в районе залива Чемульпо согласовать не удалось. Под предлогом необходимости обеспечения сообщения с указанными островными территориями командование войск ООН в Республике Корея в одностороннем порядке ввело 30 августа 1953 года Северную разграничительную линию, которая была обозначена по точкам, равноудаленным от береговой линии КНДР и островов, находящихся под контролем Сеула.  

Но Пхеньян не согласен с таким решением. И в опубликованном коммюнике верховного командования Корейской народной армии отмечается, что южнокорейский режим "пытается отстоять так называемую "северную разграничительную линию", установленную ООН, а в Западно-Корейском море может существовать только демаркационная линия, установленная КНДР, являющаяся продолжением сухопутной.

Пхеньян неоднократно предупреждал Сеул о недопустимости вторжения военных кораблей в северокорейские территориальные воды. В районе неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 26 марта т.г.  в районе острова Пэннёндо был потоплен южнокорейский корвет "Чхонан", тогда погибли 46 моряков, причем в этой истории до сих пор много неясного.  Реакцией на конфликт стало и заявление командования армии КНДР, в котором оно обещало и впредь "наносить беспощадные ответные удары, если марионеточный режим Южной Кореи будет вторгаться в территориальные воды КНДР даже на одну тысячную миллиметра".

Конечно, имидж КНДР как "государства-изгоя", созданного идеологическими противниками, играет против Пхеньяна. Но не стоит так однозначно обвинять Север в агрессии. Одними из императивов международного права являются принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств, и если КНДР требует пересмотреть морскую границу, то этот вопрос должен обсуждаться сторонами с использованием всего инструментария  разрешения международных споров мирными средствами. Но применение силы, повлекшее гибель людей, конечно, не оправдывает северокорейскую сторону.

Стоит вспомнить и то, что хотя страна с 1985 года является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, но  с 2003 года считает себя свободной от его обязательств. Дважды  -  в октябре 2006 и мае 2009 года – КНДР произвела испытания ядерных взрывных устройств, что  в мировом сообществе было оценено как однозначно дестабилизационный шаг.

При этом, с 2003 года существует механизм шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР, где участвуют обе Кореи, КНР, Япония, Россия, США. Но Пхеньян не поддержал предложений ни о полной ликвидации своей ядерной инфраструктуры, ни о передаче объектов под управление МАГАТЭ. С 2004 по 2005 переговоры были заморожены, но прошедшие два раунда окончательно убедили стороны в невозможности достижения консенсуса. В итоге, в апреле 2009 года, когда Совет Безопасности ООН осудил пуск северокорейской ракеты-носителя, Пхеньян объявил о своем выходе из шестистороннего формата. Вместе с тем, как стало известно после инцидента с островом Йонбен, китайский МИД высказал сильнейшую заинтересованность к реанимации шестисторонних переговоров для недопущения подобного, а также окончательного решения вопроса о денуклеаризации полуострова.

Относительно произошедшего еще предстоит разобраться, что же спровоцировало применение сторонами силы. Власти Южной Кореи подтвердили, что незадолго до начала артиллерийского обстрела северокойской армией острова Йонбен в районе приграничных территорий проходили военные учения. Данные действия являлись частью крупномасштабных учений "Хогук", в которых задействованы до 70 тыс. военнослужащих при поддержке военных кораблей и авиации. При этом, как отметили в Сеуле, перед началом атаки КНДР южнокорейские военные совершили ряд залпов из орудий в западных направлениях, а не на север.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун уже осудил артобстрел и известил о своей позиции Совет безопасности ООН. По словам Пан Ги Муна, инцидент является "самым серьезным с момента окончания Корейской войны".  Генсек ООН также призвал "немедленно взять себя в руки" и настаивает на том, что "все различия должны быть решены мирным путем и через диалог". Предположительно заседание Совбеза должно состояться в самое ближайшее время.

Официальные представители России и США призвали КНДР к прекращению вооруженного конфликта с Южной Кореей. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров призвал КНДР к немедленному прекращению боевых действий. По мнению российского министра, эскалация конфликта на Корейском полуострове представляет собой "колоссальную опасность". В подобном ключе высказались и  США, Белый дом выпустил официальное сообщение, в котором осудил действия КНДР и призвал руководство страны к прекращению вооруженного конфликта. Но, повторюсь, знаковым явилось все же жесткое заявление Китая, который подтвердил свое намерение выступать арбитром во всех азиатских делах, прежде всего, по Корейскому вопросу.

Инцидент можно рассматривать и с точки зрения трансформаций политических систем КНДР и РК. В Пхеньяне разворачивается борьба различных группировок за лояльность будущего наследника Ким Чон Ына, вместе с тем пока неясно каким же будет дальнейший курс последователей идей чучхе – воинственным или более умиротворенным и продуктивным. В Республике Корея администрация Ли Мен Бака проводит политику, которую уже окрестили "похолоданием", отличающуюся весьма жесткими подходами к вопросам примирения  с северным соседом. Кстати, стоит отметить, что в 2007 году Север и Юг достигли предварительного соглашения о создании в спорном районе зоны совместного рыболовства, а в последующем – специальной зоны, но смена внешнеполитического курса Сеула эти договоренности перечеркнула.

Что касается географической близости происходящего, то она весьма относительна. Можно, конечно, вспомнить, что  в 1950 году ВВС США якобы по ошибке нанесли удар по аэродрому Сухая речка в Хасанском районе, можно вспомнить и о нескольких северокорейских перебежчиках, задержанных российскими пограничниками в 1990-2000-е годы. Но публично задавать вопросы, "чем может ответить Россия", спекулировать тем, что у КНДР более чем миллионная армия и ядерное оружие просто глупо. Россия – один из гарантов безопасности в регионе, в наших интересах поддержание мира, прежде всего путем участия  в переговорах по ключевым проблемам через систему ООН, многосторонние и двусторонние механизмы.

Применительно к Приморскому краю говорить о последствиях конфликта между Севером и Югом также не слишком разумно. Конечно, все оперативные службы и вооруженные силы должны быть готовы к любому варианту развития событий, прежде всего, к оказанию гуманитарной помощи мирному населению. Но нужно понимать, что "иракский вариант" в КНДР неприемлем для США, прежде всего из-за близости России и КНР и критического эффекта любых событий на Корейском полуострове на азиатскую экономику. Кроме того, потенциальная возможность применения КНДР ядерного оружия, пусть и  весьма несовершенного,  в случае конфликта как раз и является гарантией против любой силовой акции.

Еще раз отмечу, что нагнетание паники, в том числе среди приморцев, можно расценить как явную провокацию сил, заинтересованных в том, чтобы принятие политических решений в России было затруднено внутренней нестабильностью. Конфликт находится в "тлеющей фазе" с 1953 года, и во многом, именно благодаря действиям советского/российского руководства военные действия не возобновлялись.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.8763.91
EUR:68.6968.50
CNY:92.8992.83
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика