18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ПолитикаПриморский край26 июля 2008, 12:52печать

Доклад губернатора Приморского края Сергея Дарькина на Втором Тихоокеанском экономическом конгрессе


Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года
Уважаемые участники и гости
Второго Тихоокеанского экономического конгресса!

Позвольте вам представить стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года. Она подготовлена администрацией Приморского края совместно с ведущими российскими экспертами. В дальнейшем мы представим ее в Правительство Российской Федерации. Данный документ станет основополагающим для развития края. Поэтому для нас важно ваше профессиональное мнение, а также замечания и предложения по сути стратегии.

Новые экономические и социальные возможности развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции мы связываем с изменением баланса между экономическими центрами мировой экономики; превращением в ближайшие 10-15 лет Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического развития и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии.

По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В условиях этого сценария экономический рост стран АТР создает для дальневосточных российских регионов несколько возможностей:

Во-первых – диверсификация рынков сбыта. В настоящее время основным рынком сбыта углеводородного сырья является Европейский союз, что создает неустойчивость позиционирования России в мировом торговом пространстве. Уже сейчас реализуемые проекты – строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, освоение Сахалинского шельфа направлены на диверсификацию поставок сырьевых ресурсов. В результате реализации крупнейших проектов позиции России на рынках – особенно сырьевых – только усилятся.

Во-вторых – выход на устойчивые позиции на средне и высокотехнологичных рынках. Уже сейчас многие российские компании (Атомстройэкспорт, АФК Система, РусГидро и т.д.) выходят на рынки стран АТР и этот процесс международной интеграции в дальнейшем будет нарастать.
В-третьих – все более активное участие России в едином экономическом азиатском пространстве, которое в настоящее время находится в стадии формирования.

В связи с усилением позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве "фронт-линии" взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.
Стратегической целью развития Приморского края до 2025 года являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.

Реализация Стратегии и успешное достижение цели требуют решения пяти стратегических задач:
Первое. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики.
Второе. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края.

Третье. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы АТР.

Четвёртое. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР.

И пятое. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.
Эти стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края – "новая индустриализация". Основная характеристика данного сценария – развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-транспортной, и формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.

Мы понимаем, что диверсификация экономики сама по себе не является гарантией успешного развития территории. Реализация Стратегии будет осуществляться в условиях жесткой глобальной и внутренней конкуренции. Реалистично оценивая риски, считаем критически важно повысить уровень передела новых товаров.
Поэтому стратегия экономической политики определяется следующими приоритетными направлениями:

Развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья
Развитие транспортно-логистического кластера
Развитие рыбохозяйственного кластера
Формирование Владивостокской агломерации
Развитие инновационной деятельности
Развитие энергопроизводственного кластера

Остановлюсь на основных из них.

Кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья определит новое качество экономики края.

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан" даст возможность создания в крае нового вида экономической деятельности – производство нефтепродуктов и нефтехимических производств. ОАО "Роснефть" уже подготовило проект строительства в Приморском крае Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн продукции в год. Данный завод будет одним из самых больших в мире.

В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края:
строительство газоперерабатывающего завода (мощность 30 млрд. м3 газа в год, ОАО "Газпром"),
строительство завода СПГ (LNG) (мощность 26 млрд. м3 газа в год, ОАО "Газпром"),
строительство завода по производству минеральных удобрений;
перевод производств, в том числе энергетических, на газовое топливо.

Реализация данных проектов обеспечит рост в связанных кластерах и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных и производственных центров для обеспечения проектов нефтегазодобычи на Сахалине и шельфе.
Для перспектив развития Приморского края важно, что прогнозы экспертов по расширению производственного спроса в макрорегионе показывают рыночный потенциал развития энергомашиностроения, судостроения и морской техники, строительной и дорожной техники, а также металлургии и лесопереработки.
Формат развития этих секторов – создание центров комплектации и сборки оборудования, внедрение инновационных технологий.

Стратегией предусмотрено развитие транспортно-логистического кластера до уровня масштабов интеграционных процессов в макрорегионе. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока. Эта задача диктует необходимость перехода от развития отдельных портов к развитию портовых систем.

Конкурентоспособность портовой системы Приморского края на транспортно-логистическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона будет зависеть от степени координации и синхронизации стратегии развития всей системы в целом. Так как по масштабам дальневосточные порты значительно уступают портам Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом формирование крупных портовых кластеров является мировой тенденцией.

Для развития портовой системы предусматривается формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла Восточный-Находка.
С целью обеспечения конкурентоспособности кластера, считаю важно, повысить производительность портовой системы региона за счет технологической модернизации и увеличения мощностей основных транспортных узлов.

Для интеграции в макрорегиональную систему перевозок предусматривается возможность формирования хаба на базе существующего аэропорта г.Владивостока.

Рыбохозяйственный комплекс является традиционным для региона и формирует одну из основных региональных специализаций. Доля Приморского края в уловах России превышает 20%, а налоговая отдача на 1 тонну добытого сырья является самой высокой в России (в 2006 году – 2 969 рублей на 1 расчетную тонну вылова). Стратегией предусмотрено увеличение производства продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости, развитие марикультуры, усиление приморских брендов рыбопродукции и их выход на международные рынки.

Учитывая современные тенденции на мировых продовольственных рынках, характеризующиеся дефицитом и ростом цен, региональным приоритетом будет развитие сельского хозяйства. Ключевое направление – производство экологически чистых, без трансгенных модификаций продуктов питания.

На наш взгляд очевидно, наиболее комфортные условия для ведения бизнеса создают крупные городские агломерации. В настоящее время в России городские образования с численностью населения более 1 млн. человек всего 12. Городов, которые за счет агломерирования способны переступить этот порог численности, также около 12. Для территории Российской Федерации – крайне мало.

Ограничением является то, что российские города не соответствуют современным инвестиционным тенденциям и не могут в полной мере выполнить функции, связанные с развитием новых видов деятельности – секторов финансовых услуг, сетевой торговли, логистических услуг и новых промышленных площадок. Эти задачи мы намерены решить за счет формирования Владивостокской агломерации.
Цель проекта – формирование центра сотрудничества России и АТР, сомаштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе.

Основными направлениями формирования Владивостокской агломерации являются:
Развитие ядра агломерации, в том числе формирование делового района, развитие инновационной и образовательной инфраструктуры
Развитие городской среды на всех территориях, входящих в состав агломерации – Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка
Инфраструктурное развитие агломерации за счет повышения транспортной доступности и синхронизации логистической и производственных функций внутри агломерации
Формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма и создание игорной зоны "Приморье".

Ключевой проект данного направления – подпрограмма "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. № 801.
Целевая подпрограмма предусматривает создание всех необходимых условий для организации саммита АТЭС-2012 и развития города: современный конференц-холл и выставочный центр, которые в дальнейшем будут использованы федеральным университетом. Так же будут построены международный аэропорт, транспортная и инженерная инфраструктура города, гостиницы. Всего планируется строительство 36 объектов общей стоимостью 148,5 млрд. рублей, в том числе 100 млрд. рублей из федерального бюджета.

С целью развития человеческого потенциала и формирования условий для "новой экономики" приоритетными направлениями региона являются развитие инновационной деятельности и создание Дальневосточного федерального университета.
В результате мы планируем построить университет мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Дальневосточного федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.

Достижение цели данного проекта основывается на интеграции высшего образования, фундаментальной и прикладной науки для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производственного и социально-экономического управления.
В частности, для решения комплекса задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостороения создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий.

Для обеспечения энергетическими ресурсами растущей экономики региона, а также формирования условий для экспорта электроэнергии в Китай и Корею планируется развитие энергопроизводственного кластера.

Основными проектами являются:
Создание новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся, а именно: строительство Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции-3, реконструкция Артемовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом на сжигание газового топлива
Сооружение электрических сетей с техническими возможностями для экспорта электроэнергии. В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, в Северную Корею и Республику Корея
Строительство атомной электростанции в Приморском крае и создание центра технической комплектации для строительства подобных объектов в странах АТР

Строительство алюминиевого завода полного цикла мощностью 600 тыс. тонн продукции в год.
Стратегия развития Приморского края до 2025 года не ограничивается перечислением основных целей, задач и направлений. Мы провели системную работу по стратегированию совместно с ведущими российскими проектными институтами, государственными корпорациями, ведущими бизнес-структурами, научными и общественными организациями. Это позволило подтвердить каждое приоритетное направление развития конкретными инвестиционными проектами.
Поэтому мы можем достаточно определенно сказать о целевых ориентирах социально-экономического развития Приморского края к 2025 году:
ВРП края увеличится до 2 трлн.рублей
качественно изменится структура региональной экономики – доля новых секторов в структуре ВРП края составит 58%
рыночная капитализация экономики увеличится на 3 трлн.рублей (накопительным итогом)
улучшится демографический потенциал территории и повысится капитализация человеческих ресурсов.

Уважаемые коллеги!
Я остановился на самых основных и важных направлениях Стратегии. Безусловно полный текст документа предусматривает более широкий и согласованный комплекс действий, мероприятий и проектов. Соответствующие материалы есть в портфеле участников. Надеюсь, что на пленарном заседании и в рамках тематических дискуссиях пройдет конструктивное обсуждение данных материалов.

Предлагаю рассматривать Стратегию Приморского края как часть Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года и регионального раздела Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Спасибо за внимание!
ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика