18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
ПолитикаВ России30 июня 2011, 08:53печать

Дмитрий Медведев обозначил светлое будущее


Глава государства огласил основные тезисы своего бюджетного послания

30 июня 2011, 08:53, Дейта. Бюджетная политика страны в следующие три года должна быть направлена на формирование модели экономического роста, основанного на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Необходимые для этого меры вошли в Бюджетное послание главы государства на 2012-2014 годы.

Президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал и направил в правительство свое Бюджетное послание на 2012-2014 годы. Но по сложившейся в последние несколько лет традиции лично озвучил основные тезисы документа членам кабинета министров и руководству обеих палат парламента.

В предыдущие годы, отметил глава государства, бюджетная система справилась с задачей поддержания восстановления экономики после мирового финансового кризиса. В прошлом году ВВП вырос на 4 процента, столько же правительство ждет и в этом. Удалось существенно сократить дефицит бюджета и выполнить все социальные обязательства. Теперь же пора переключать бюджетную политику на новые задачи послекризисного роста, который структурно должен отличаться от тех моделей, что были в экономике до этого.

- В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста, - заявил Дмитрий Медведев. - Она должна быть основана на росте частной инициативы, на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Все это основы модернизационной политики главы государства, планомерно реализуемой им в последние несколько лет. И в этом смысле очередное Бюджетное послание больших откровений не несет.

"Все, что здесь сказано, все в работе, - подчеркнул помощник президента Аркадий Дворкович. - Здесь нет абсолютно новых идей". Строго говоря, бюджетная политика, которая и годом раньше переводилась на модернизационные рельсы, получила уточнения, соответствующие этому видению экономического развития страны на ближайшую перспективу.

Это касается текущих вопросов. А вот в плане стратегического планирования - не позднее следующего года должны увидеть свет ряд новых долгосрочных документов. "Первое. Следует интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны", - заявил Медведев членам кабинета министров. Так, не позднее 2012 года правительство должно утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию.

Первый документ, о котором Дмитрий Медведев коротко упомянул, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, должен содержать расчеты вплоть до 2030 года, отметил Аркадий Дворкович. Два других пока не объявлены в качестве базовых, но должны быть приняты в те же сроки и рассчитаны не менее чем на 10 лет. То есть на 2013-2023 годы.

- Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы, - также заметил Медведев.

"Второе. Начиная с 2015 года, следует ввести правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета", - указал глава государства. При этом в оставшиеся до этого срока годы необходимо создать соответствующие предпосылки для введения новых правил. Проблема по-прежнему - в зависимости от конъюнктуры на внешних рынках.

В этом году, например, дефицит российского бюджета ожидается ниже 1,5 процента. Все благодаря неожиданно высоким ценам на ресурсы. "В трехлетнем бюджете речь, скорее всего, пойдет о стабилизации, а не о снижении дефицита", - отметил Дворкович. Ниже 1,5 процента дефицит вряд ли упадет, но и выше трех не ожидается.

Третий тезис касается уже известного снижения ставок страховых взносов с 2012 года. Как известно, общий уровень будет сокращен с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан и благотворительностью, - до 20 процентов. При этом выпадающие доходы из внебюджетных фондов, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, составят 400 миллиардов рублей.

"У нас есть источники для компенсации", - заверил президент. В первую очередь, за счет изменений внутри самой шкалы сбора страховых взносов, что, по оценкам Кудрина, может погасить 160 миллиардов рублей. Кроме того, возможно использование нефтегазовых доходов. Однако самая значительная ставка, по-видимому, делается на расширенную приватизацию активов, находящихся в госсобственности. Во всяком случае, Аркадий Дворкович заявил, что приватизация может компенсировать около половины выпадающих доходов. Правда, он тут же оговорился, что конкретные источники не будут закреплены за потребностями внебюджетных фондов. "Мы в целом найдем компенсации в бюджете", - сообщил он.

О тонкостях приватизации и в целом о роли государства в управлении экономическими активами глава государства напомнил седьмым тезисом. "Доля государственного участия должна быть снижена ниже контрольного пакета либо вообще вплоть до отказа от такого участия", - освежил Медведев память министрам, напомнив, что исключением являются предприятия инфраструктурного сектора или непосредственно работающие на национальную безопасность. В ходе дальнейшего короткого обсуждения Послания глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина подтвердила, что работа над новыми предложениями по увеличению приватизационных пакетов ведется и они будут представлены до 1 августа.

- Четвертое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, - указал глава государства. - Она не должна быть слишком обременительной для общества и, конечно, должна способствовать развитию России как федеративного государства. Необходимо повысить стимулирующую и фискальную функцию налогов, которые взимаются с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, в алкогольной и табачной промышленности.

Кроме того, правительству напомнили тянущуюся годами историю с заменой налога на имущество специальным налогом на недвижимость. Не исключено, что в отдельных регионах на этот налог перейдут уже в следующем году, а за ними постепенно по мере готовности пойдут и остальные. При этом для граждан налог не должен стать тяжелым бременем. "Мы его структурируем так, чтобы 90 процентов людей остались в тех же финансовых условиях", - пояснил помощник президента.

Глава минфина в свою очередь полагает, что введение налога на недвижимость произойдет в 2013-2014 годах, но с учетом перехода на рыночную оценку квартир и др. он обещает снизить величину ставки налога, за счет чего и будет сохранен налоговый уровень для большинства граждан, но не для крупных владельцев собственности.

Бюджетная политика по-прежнему будет нацелена на улучшение условий жизни граждан, что сулит пятый тезис главы государства. "В течение следующего года средний размер пенсий возрастет более чем на 11 процентов, социальных пособий - на шесть процентов, - пообещал Дмитрий Медведев. - Не позднее 2012 года должна быть полностью решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с теми обязательствами, которые принимались".

Кроме того, со следующего года начнется реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Одновременно пройдет реформа пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников военных организаций. Программы поддержки общеобразовательных и медицинских учреждений должны в ближайшие два года повысить доходы учителей и медработников. Где-то на 30 процентов, отметил Аркадий Дворкович.

Здесь, правда, президент предупредил от ошибок. "Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов", - заметил он.

"Следует повысить отдачу от использования средств налогоплательщиков за счет модернизации сети государственных учреждений и улучшения качества государственных и муниципальных услуг", - заявил Дмитрий Медведев в шестом тезисе. С 1 января 2012 года завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения федеральных государственных услуг, а с 1 июля 2012 года это должно произойти на региональном и местном уровне. Для этого нужно заранее принять все акты и решения, а также обеспечить финансирование и высокое качество государственных и муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений.

Повышения отдачи возможно и нужно и от системы государственных закупок. "Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если государственный заказ встроен в единую институциональную среду, - вывел президент идеальную формулу в своем восьмом положении. - Таковой должна стать федеральная контрактная система". И вообще, считает Медведев, надо ограничить случаи, когда решения по госзакупкам принимаются без тендеров, а на основании решения президента или правительства. "Это исключение, а не общее правило, как в некоторых случаях пытаются представить", - подчеркнул он.

Девятый пункт, как еще одно напоминание, коснулся процесса формирования Фонда прямых инвестиций, а вот в десятом глава государства с явным неудовольствием заметил, что в стране до сих пор не предусмотрена ответственность за нарушение бюджетного законодательства, хотя как задача внесение соответствующего законопроекта в Госдуму было озвучено еще в 2008 году. "В текущем году необходимо принять поправки в Бюджетный кодекс по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, в том числе в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства", - указал Дмитрий Медведев.

Лишь в одиннадцатом тезисе зашла речь о поставленной президентом масштабной задаче по децентрализации полномочий и их распределению между уровнями власти в пользу регионов и муниципалитетов. Как известно, глава государства для проработки вопроса создал две рабочие группы. Группа вице-премьера Дмитрия Козака занимается правовой стороной дела, а группа вице-премьера Александра Хлопонина - экономической. До 15 сентября, сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, они должна представить предварительные итоги своей работы, а до декабря - окончательные доклады с предложениями.

"При необходимости следует подготовить предложения по изменению структуры налоговой системы и бюджетного законодательства", - напомнил в связи с этим президент. В консолидированном бюджете страны эти инициативы, по оценкам Дворковича, могут привести к изменениям где-то в 5 процентах в пользу регионов и муниципалитетов. В денежном выражении оценки рознятся. Если у вице-премьера Кудрина это 500 миллиардов рублей, то у помощника президента 1 триллион.

Наконец, бюджетные процессы должны быть более открытыми для общественности. Для этого правительству посоветовали заняться концепцией интегрированной информационной системы управления общественными финансам. Или, говоря иначе, электронным бюджетом. "Этим все сейчас занимаются, и мы должны", - уверен Дмитрий Медведев. «Российская газета».

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика