230833_img_7183.jpg

Резонансные дорожно-транспортные происшествия с участием большегрузных автомобилей в последнее время происходят все чаще. Как уже сообщало ИА «DEITA.RU», днем 2 августа под тяжестью перегруженного лесовоза обрушились конструкции одного из мостов на пути из Анучино в Арсеньев. Чуть ранее, в ночь на 2 августа большегруз улетел в кювет в районе Лесного кладбища.

Как прокомментировал корреспонденту ИА «DEITA.RU» резонансные ДТП председатель профессионального союза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петр Куприянов: «Такие происшествия происходят в первую очередь с нелегальными перевозчиками, которые пренебрегают безопасностью и собственной, и других участников дорожного движения. Из фото и видеоматериалов видно, что на Седанкинском спуске большегруз развил высокую скорость. Куда он «летел»?! То же и в ситуации с обрушенным мостом. Разве водитель не видел, что грузовик перегружен? Почему не решил вопрос с собственником груза?»

Как рассказал ИА «DEITA.RU» председатель Приморской ассоциации автомобильных школ Александр Николаев,  по телевидению и в печати мелькают в основном резонансные ДТП с участием стритрейсеров, представителей «золотой молодежи», автохамов. «Отчеты о состоянии безопасности дорожного движения в Приморском крае и России показывают динамику к снижению показателей по ДТП и считается, что это заслуга ГИБДД. Не учитывая при этом как на эти данные повлияло снижение продаж автотранспортных средств, снижение потребления бензина, снижение доходов граждан, кризисные явления в целом. Ведь не разобравшись в причинах аварийности, мы не сможем контролировать безопасность на дороге!» - говорит Александр Николаев.

«Попробуем разобраться. Что или кто все же является основной причиной смертей (я предлагаю взять за показатель не аварийность, а смертность) на дорогах. Если посмотреть статистику (взял по РФ, т.к. она наиболее наглядна) ДТП со смертельным исходом, то виновниками таких ДТП 43% от общего количества являются не новички и не молодежь, а водители, которые считают себя профессионалами (стаж вождения более 15 лет). Причем резкий рост ДТП со смертельным исходом идет после 2 х лет водительского стажа», - подчеркнул Александр Николаев.

Что можно сделать для снижения этих показателей? Опыт зарубежных стран говорит о том, что самой эффективной мерой является переподготовка. Например, постоянное водительское удостоверение выдается после года вождения, после прохождения переподготовки. Для получения разрешения работы по найму нужно периодически проходить переподготовку. Результат - ежегодное снижение смертей, принятие программы «0 погибших на дороге».

На прошедшем в Москве в институте МАДИ семинаре «О мерах повышения дорожного движения на период 2018-2023», говорилось о том, что в России существует серьезная проблема нехватки кадров водителей для осуществления перевозки грузов и пассажиров, планируется увеличить квоту по привлечению иностранных граждан этой профессии. Предлагалось создать государственную программу по подготовке водителей для автотранспортной отрасли. При том, что в стране на сегодняшний день зарегистрировано более 7000 автошкол!

«С моей точки зрения, проблема не в отсутствии учебных организаций, а в том, что заказчиком является не автотранспортные предприятия, а граждане. Гражданам не нужно получать профессию, им нужно получить права. И они ищут эту возможность и находят ее не всегда законными путями», - говорит Александр Николаев, - «Заказчиком на рабочую профессию должен выступать работодатель. С обязательным тестированием знаний и навыков при приеме на работу (такая практика существует в крупных автотранспортных предприятиях РФ)».

Известны многие примеры полулегальных перевозчиков, считающих себя профессионалами, но не понимающих, как выезжать на дорогу, как надежно крепить груз, какие маневры более безопасны. А ведь в действующем КоАП РФ имеется статья 12.31.1, часть первая которой говорит об осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.

Такие требования установлены Минтрансом России, и в них, в частности, водителям установлена необходимость соблюдать ограничения и выполнять установленные предписания по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, контролировать их безопасное размещение и крепление, прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению. Здесь бы властным структурам и применить силу к горе-водителям, не дожидаясь ДТП. Но и стоянка временного задержания, в которой имеется спецтехника, позволяющая эвакуировать крупногабаритный, тяжеловесный грузовой автотранспорт сейчас одна на все Приморье. А еще - как проверить уровень квалификации водителя, кроме сведений о его стаже? В тех же требованиях, установленных Минтрансом России, сказано, что «необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам».

«Как работает эта норма - непонятно. Субъективно могу сказать, что в основном при разговоре с руководителями транспортных организаций, последние ссылаются на материальные трудности и пытаются выполнить эту норму формально. Хотелось бы узнать официальную точку зрения на эту ситуацию от контролирующих структур», - говорит Александр Николаев.

Проблема профессионального образования дальнобойщиков уже обсуждается на самом высоком уровне. Так, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предполагающий, что водители грузового транспорта, оказывающие платные услуги, будут должны раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.

Приморские дальнобойщики, объединенные в профессиональный  союз «Транспортных перевозчиков Приморского края», не дожидаясь утверждения законопроекта, уже готовятся к учебе. Благодаря договоренности, достигнутой профсоюзом с Приморской ассоциацией автомобильных школ, члены профсоюза по сниженной стоимости пройдут международный интенсивный курс повышения квалификации под названием «Защитное вождение автомобиля». По итогам занятий они приобретут стиль вождения, при котором водитель, независимо от действий других участников дорожного движения и любых обстоятельствах, не допускает ДТП.

Дмитрий Санников