Телефон

Законопроект о защите прав потребителей, устраняющий правовой пробел, связанный с отсутствием в законодательстве понятия «агрегатор товаров и услуг», подготовлен ко второму чтению в Госдуме, сообщает DEITA.RU.

Благодаря внесенным поправкам, специалисты Роспотребнадзора надеются, что в ближайшее время интернет-агрегаторы, которые не продают товары и услуги, а только предоставляют информацию о них и получают деньги так же, как и прямые интернет-продавцы, станут нести ответственность перед потребителем.

Отметим, что с 2012 года участились жалобы в Роспотребнадзор на дистанционную торговлю. Если с интернет-магазином все понятно, им можно и претензии по качеству товара предъявить, и потребовать вернуть деньги, и даже в суд на них подать. То с интернет-агрегаторами много проблем. Главная из них — отсутствие каких-либо законодательных актов. В законах даже такого понятия, как интернет-агрегатор, нет. Поэтому, когда потребитель пытается вернуть деньги за некачественный товар, у владельцев таких сайтов ответ один: мы предоставили информацию, деньги ушли продавцу, вот с ним и разбирайтесь. Однако где найти этого самого продавца, остается загадкой.

По данным отчета Data Insight за 2015 год, общий объем российского рынка интернет-торговли составил около 650 миллиардов рублей, общее количество заказов – порядка 160 миллионов, при среднем чеке 4050 рублей. Это только покупки в России без учета доставки готовой еды, билетов, цифровых товаров и оптовых закупок. И хотя абсолютное большинство продавцов являются добросовестными, не удивительно, что при таком значительном объеме торговых сделок находятся желающие заработать нечестным путем, намеренно обманув клиента.

Напомним, что Уголовным Кодексом РФ такие действия квалифицируются как мошенничество (статья 159), наказанием за которое может стать лишение свободы на срок от двух до десяти лет в зависимости от тяжести преступления. Формы такого обмана могут быть разнообразными. Но чаще всего мошенники добиваются, чтобы клиент произвел оплату товара, после чего просто теряют к нему интерес.

В качестве характерного примера можно привести недавний случай с жителем Владивостока Александром Ю., который приобрел в интернет-магазине prikladov.ru аксессуары для гражданского стрелкового оружия стоимостью 12 тысяч рублей. Покупка специфическая, в том числе и тем, что товар (в данном случае это приклад для охотничьего карабина) изготавливается индивидуально с учетом эргономических особенностей заказчика.

В обещанный срок (два месяца после заказа) товар не поступил, продавец объяснил это возникшими трудностями и предложил вернуть деньги или подождать еще месяц. Такая мнимая «забота о клиенте» окончательно усыпила бдительность заказчика, и он согласился подождать еще немного. Но по истечению этого срока он не только не получил заказанный товар, но и не смог связаться с продавцом – на электронные звонки и письма он не отвечал.

«Моей ошибкой было то, что я поленился почитать отзывы об этом магазине, - признается покупатель. – Сайт производит неплохое впечатление, регулярно обновляется, кстати, до сих пор. Но, ни денег, ни товара я так и не увидел. Видимо, придется подавать в суд».

Подробнее остановимся подробнее на признаках сайтов интернет-магазинов, которым стоит или не стоит доверять, а также на других аспектах, которые помогут вам избежать встречи с мошенниками.

Во-первых, внешний вид и история обновлений сайта интернет-магазина тоже может о многом рассказать. У добросовестного продавца на сайте обязательно должны быть указаны контактные телефоны, точные адреса, банковские реквизиты. Должен быть выбор разных способов доставки и вариантов оплаты. Обязательно должна быть оговорена процедура возврата или замены товара. Очень хорошо, если оплата производится только после доставки товара курьером, как это принято, например, в некоторых в крупных интернет-магазинах одежды. А вот если из контактных данных указана только электронная почта, зарегистрированная на бесплатном почтовом сервисе, а оплату предлагается осуществлять переводом на личную банковскую карточку или на счет в онлайн-системах оплаты, то в таком случае стоит задуматься на тему того, имеет ли смысл отдавать деньги такому интернет-магазину.

Никогда не ограничивайтесь формальным заполнением бланка заказа на интернет-сайте и получением автоматического подтверждения заказа по электронной почте. Добейтесь общения с живым человеком – менеджером или хозяином магазина, лучше по телефону, или хотя бы по электронной почте, уточните детали заказа, условия доставки и так далее. Этим вы убедитесь, что магазин существует не только в виртуальном пространстве, и у вас сохранится переписка (телефонные разговоры, кстати, неплохо бы тоже записать), которую можно будет использовать как доказательство в случае, если что-то пойдет не так.

Если вы собрались воспользоваться услугами некого интернет-магазина впервые, обязательно следует почитать отзывы пользователей об этом магазине в интернете. Это можно сделать, просто набрав название магазина вместе со словом «отзывы» в интернет-поисковике. Кроме того, существуют специализированные ресурсы, такие как Яндекс.Маркет и иные подобные, группы в соцсетях, а также интернет-форумы. Если речь идет о каком-либо специфическом товаре, то можно поискать отзывы на тематических форумах, или даже не полениться зарегистрироваться там и задать соответствующий вопрос. Не ленитесь и сами писать отзывы о тех магазинах, с которыми вы имели дело.

И в заключение - лучший опыт, это, безусловно, собственный. Не ленитесь им делиться и обмениваться с окружающими.  В соцсетях, в личном общении. Будьте «в теме». Помните, что обмануть легче всего новичка. Удачного и безопасного вам шоппинга. 

Екатерина Лапкина