18+
24 апреля 2017, понедельник
Важно
Приложения
НаукаИнтервьюПриморский край8 февраля 2017, 18:12печать

Правду о приморской науке озвучили молодые учёные



8 февраля 2017, 18:12, Дейта. 8 февраля научное общество России традиционно отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки, учрежденный указом Президента в 1999 году. Дата празднования приурочена ко дню основания Академии наук в 1724 году. В 1925 году Академия наук переименована в Академию наук СССР, а в 1991 – в Российскую Академию наук.

В День науки корреспондент ИА «Дейта» встретился с представителями Объединенного студенческого научного общества ДВФУ, чтобы узнать, как обстоят дела с этой сферой жизни среди студентов.

Артур Нагапетян и Виктор Пахмутов – аспиранты третьего и второго курса Школы экономики и менеджмента ДВФУ. За время обучения они достигли видимых успехов не только в учебной, но и в научной деятельности. Публикации в рецензируемых журналах уровня ВАК и Scopus, выступления на конференциях Всероссийского и международного уровней, участие в Форумах, организация научных школ и мероприятий – так в общих чертах можно сказать о героях этого интервью.

Виктор, Вы являетесь председателем ОСНО, почему решили взять на себя эту роль?

«Как только я вступил в ОСНО, стал заместителем председателя СНО Школы экономики и менеджмента, интенсивно работал весь семестр, успели организовать с Артуром более 10 круглых столов и конференций. Когда в следующем учебном году встал вопрос о новом председателе, выбор единогласно пал на меня. Я стал им, потому что искренне заинтересован в развитии студенческой науки в университете, да и на тот момент уже имел большой опыт общественной деятельности. Пришлось очень много сделать, чтобы выстроить систему, которая работает до сих пор. Работал с утра до вечера, конечно, но это позволило собрать эффективную команду, возобновить работу СНО во всех школах, обучиться многому самому и обучить своих активистов". 

Что представляет собой ОСНО?

Артур: «Общество возникло, как студенческая структура со студенческим самоуправлением. С точки зрения эволюции, которую она прошла, помимо прочего, она работает на то, чтобы давать студентам всё больше и больше возможностей для качественного роста, для занятий научной деятельностью и повышения качества и уровня этой деятельности. Это интересный феномен, когда система сама вырабатывает правила, а эти правила, с точки зрения общественного оптимума, положительные. Студенты не пытаются облегчить себе жизнь, напротив – вырабатывают самоконтроль, саморегулирование".  

Объединенное студенческое общество как-либо пополняет свои ряды?

Виктор: «В своё время я ввёл, можно так сказать, Институт привлечения – научную школу. На научных школах мы стараемся максимально плотно работать с теми, кто заинтересовался научной деятельностью. У нас есть блоки практики и блоки теории. Новичкам рассказываем, что есть студенческая наука, где можно публиковаться, даём навыки публичных выступлений, то есть, уже практико-ориентированные навыки, которые пригодятся не только в науке, но и в жизни. Конечно, даем задания по написанию научных статей. Пытаемся заинтересовать максимально. Мы стараемся всё делать своими силами. По более сложным вопросам приглашаем преподавателей и сотрудников университета". 

Но лишь малая часть студентов увлечена научной деятельностью, в этом есть проблема?

Артур: «Несмотря на то, что мы говорим, что каждый должен заниматься научной деятельностью, но не в равной же степени. У некоторых проявляется большая склонность к этому, у некоторых – меньшая»

Артур, Вы уже вели лекции у студентов. С точки зрения преподавателя, что есть наука среди студентов?

«Нужно разобраться с понятием науки, студенческой науки. Единого понимания, что это означает, нет. Если мы рассматриваем науку в целом, то, прежде всего, это определенная методология, каким образом люди задают правильные вопросы, научно-исследовательские вопросы. И каким образом они на эти вопросы отвечают. Наука, грубо говоря, это правильные вопросы и правильные ответы. Когда мы говорим про экономическую науку, мы подразумеваем то же самое, просто в контексте экономических объектов. Когда мы говорим, зачем студентам наука, то обычно люди представляют кого-то в белых халатах, им кажется, что они с этим не связаны, поэтому можно и обойтись без этого. На самом деле, наука – это, прежде всего, аналитическая деятельность. Когда вы умеете работать с информацией, когда вы умеете, наблюдая определенные процессы, ставить правильные вопросы  и правильно на них отвечать. Это те навыки и компетенции, которые нужны абсолютно любому человеку, если он действует в социуме и планирует приносить какую-то пользу обществу. На сегодняшний день каждый студент, который проходит систему высшего образования, должен обладать определенными аналитическими компетенциями, умением формулировать вопросы и умением отвечать на эти вопросы. Мы считаем, что студенты должны к этому приучаться. Если человек уже в аспирантуре решил заняться наукой, то откуда она возьмется, если эти навыки и компетенции не были приобретены с самого начала? Научная деятельность – это, прежде всего, аналитика, уровень мышления. Это то, к чему сегодня должен иметь отношение каждый.»

Виктор, а как Вам научная деятельность помогает в учёбе и в жизни?

"С 4 курса темой моих научных работ является страхование: страховой рынок ДВФО, России, мира. С моим научным руководителем Людмилой Константиновной Васюковой достаточно глубоко продвинулись в этой области. Дипломная работа у меня была на эту тему, магистерская и, надеюсь, кандидатская тоже будет. Когда студентам нужно писать курсовую или дипломную, они пугаются, начинают скачивать что-то, обращаться к каким-то сторонним конторам, если же заниматься наукой с первого курса, таких проблем не возникнет. Свои научные работы можно систематизировать аккумулировать. И у вас будет итоговая работа действительно высокого качества. Благодаря научной деятельности, я уже успел побывать в Москве, Екатеринбурге, Иркутске, Якутске и Санкт-Петербурге»

Для успешной научной деятельности нужен хороший научный руководитель, а как его найти?

Артур: «На самом деле, вопрос поиска научного руководителя является одним из принципиальнейших моментов. Даже не в плане занятия научной деятельностью, а в плане роста человека, роста его уровня знаний,  развития уровня компетенций, всегда должен быть некий наставник, руководитель. В научной сфере принято называть его научным руководителем. Важно почувствовать, что человек действительно заинтересован в том, чтобы Вы лично росли. Заинтересованность исходит чаще всего из его внутреннего мира. Попробую объяснить: у меня был опыт общения с различными научными руководителями. И всегда можно отличить человека, который сам растёт и находится на этом пути развития. Он не может развиваться в одиночку. Наука и любые другие сферы – это рост системный. Необходима команда, необходимы люди, которые будут поддерживать. У людей, которые в этой сфере развиваются, есть внутренняя потребность помогать кому-то расти. Если вы найдете такого человека, это огромное счастье. Выбирая научного руководителя, выбираете себя в будущем, потому что он, в любом случае, будет на вас влиять, вы будете похожи на него – это будет происходить на подсознательном уровне, даже если вы будете противиться этому. Если вы выбираете научного руководителя, важно, чтобы его стиль жизнь, его образ мышления вам изначально понравился. Руководитель, который мало заинтересован в вас, скорее всего, не будет тратить на вас свое время, свою энергию».

А Вы чувствуете потребность в реализации себя как наставника? 

«Конечно, возникает спрос со стороны коллег, которые тоже хотят пойти по этому направлению, мы всегда стараемся им помогать. Вопрос в понимании алгоритмов – что нужно сделать, с кем поговорить, что почитать, где опубликовать, как эту работу написать и как построить отношения с научным руководителем. Мы этим занимаемся, у нас уже несколько поколений студентов, которые сами растут и помогают расти своим коллегам - без этого никак»

О стипендиях. Есть ли господдержка студентов, занимающихся научной деятельностью в университете?

Виктор: «Есть стипендии за сугубо научную деятельность и за все виды внеучебной активности. Проверка документов на эту стипендию делегирована на ОСНО. Эта система эффективна и работает. Хотя администрация университета тоже проверяет документы. Но основная ответственность возложена на нас. Максимальный размер стипендии был до 15 тысяч рублей. Сейчас система усложняется, усложняются требования, чтобы была конкурентная среда и были стимулы. Есть разные специализированные стипендии. Кому интересно, на сайте ДВФУ в разделе «стипендии» всё есть».  

Артур: «Сами по себе стипендии являются очень важным элементом системы, которая сейчас выстраивается. Если у вас есть навыки, компетенции, аналитический склад ума и вы можете потратить своё время на собственное развитие, это удивительно. Мало, где можно найти место, где вы, инвестируя в себя своё же время, прокачивая свой мозг, ещё и получаете за это финансирование. Некоторые люди говорят, что студенты занимаются наукой только ради стипендии, это неверно. Очень важно понимать, что стипендии нужны, чтобы ставить разных коллег в равные условия. Если у вас есть такие потенциальные возможности, вы ими пользуетесь и не теряете альтернативные издержки. С точки зрения долгосрочного планирования, инвестиции в себя очень важны. Я сам попал в эту систему стипендиальной поддержки. Это очень помогло мне и моим коллегам". 

Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с наукой среди студентов  в России и какие прогнозы относительно науки можете назвать?

Артур: «За последние несколько лет наш университет сделал очень большой скачок, с точки зрения целеполагания университета. Мы вошли в топ-500 программ развития университета, это огромное финансирование, но и огромные требования. Посещая различные форумы и конференции, мы видим, что те студенты хороши, где много приглашенных профессоров из разных университетов, зарубежных профессоров. В ДВФУ программа приглашенных профессоров очень хорошо работает. И важно понять, что нет конкретно студенческой науки или – есть наука в целом. Думаю, внутри образовательных учреждений будут складываться некие институциональные схемы, алгоритмы того, каким образом студенты будут успешно встраиваться в научную среду.» 

Фото: ИА «Дейта»

ЭПИ "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:56.4256.23
EUR:60.6160.32
CNY:81.9681.69
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Наука»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна