18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения

Реформа ЖКХ в России: итоги и перспективы


Коммунальная реформа длится в России более 15 лет. Все это время не прекращаются попытки реформировать отрасль. Но то ли закон не учитывает особенности жилищно-коммунального комплекса нашей страны, то ли система ЖКХ не подчиняется законам, но ситуация остается прежней. Жилищно-коммунальная сфера находится в плачевном состоянии.

2 мая 2007, 11:35, Дейта.
Точка зрения:
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики России:
Концепция жилищной реформы сама по себе была неплоха для своего времени, но неполна и противоречива ее реализация означала перманентный финансовый кризис ЖКХ, нарастающий износ жилого фонда и инженерных коммуникаций. Низкие доходы населения мотивировали поддержание заниженных тарифов. Все эти годы жилищная реформа проводилась в условиях спада производства и снижения уровня жизни населения, борьбы с инфляцией и ограничительной денежной политики.


В последнее время проблема реформирования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере резко обострилась и разделилась на две составляющие. Первая проблема — это социальная защита населения при реализации реформы ЖКХ, что предусмотрено законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики». В этом законе определены меры по обеспечению граждан жильем и намечен переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением в течение 15 лет с момента введения закона в силу. Вторая проблема — состояние и перспективы устойчивого функционирования ЖКХ, а также последствия неудовлетворительной работы энергетических и коммунальных служб.


Идеологи коммунальной реформы выделяют целый ряд задач, которые сегодня стоят перед отраслью. Среди них мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ, внедрению рыночных отношений и привлечению частного бизнеса, а также внедрению новых технологий.


С финансовым оздоровлением ситуация постепенно проясняется. В Госдуму уже внесен закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, который, правда, не решает всех проблем. В области привлечения частного бизнеса ситуация еще сложнее.


Точка зрения:

Ольга Серова, заместитель руководителя Росстроя:
«На сегодняшний день ЖКХ является непривлекательным сектором для инвесторов, которые не имеют четкого представления о сроках и источниках получения прибыли. Общий износ трубопроводной инфраструктуры составил около 65 процентов. Количество аварий за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз».


По данным министерства регионального развития РФ, доля убыточных предприятий отрасли сегодня составляет 60 процентов от общего числа.


Коммунальная сфера непривлекательна и в области управления многоквартирными домами. Частный бизнес не спешит выходить на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг, опасаясь за отсутствие гарантий получения прибыли. В свою очередь, жильцов многоквартирных домов беспокоит неопределенность по поводу состоятельности и надежности частных управляющих компаний.


Жилищное законодательство, в части касающейся регулирования вопросов оказания коммунальных услуг, не носит системного характера, сложно в правоприменении. Зачастую это приводит к тому, что управляющая компания не производит переработку ресурсов, а лишь осуществляет их перепродажу населению. В этом качестве она становится посредником. Создание еще одного посредника в цепочке снабжения жизненно важными ресурсами, отсутствие четких гарантий состоятельности управляющих компаний открывают доступ на рынок компаниям-однодневкам, которые могут, собрав деньги за коммунальные ресурсы просто исчезнуть. Расплачиваться в этом случае придется населению и ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, в качестве сборщика коммунальных платежей управляющая компания будет нести расходы на содержание штата сотрудников, на банковские услуги, покупку канцелярских принадлежностей. Плата за такое управление государством не регулируется, ее будут определять сами управляющие компании.


В Приморском крае власти уже давно пытаются изыскать механизмы, способствующие снижению социальной напряженности в ходе реализации реформы ЖКХ. Один из последних шагов в этом направлении заслуживает особого внимания. Как ранее сообщало РИА «Дейта.ру» недавно в столице Приморского края прошла презентация проекта «Тихоокеанская Коалиция по содействию реализации национальных проектов и реформы жилищно-коммунального хозяйства». Следует отметить, что эта коалиция создана более чем 20 организациями Дальнего Востока и ее первоочередной целью заявлено налаживание контакта населения с властью. Миссия коалиции заключается в улучшении состояния в жилищной сфере посредством повышения осведомленности граждан о своих правах и обязанностях, их активного вовлечения в процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства путем развития жилищного и территориального общественного самоуправления и продвижения общественных интересов граждан в сфере ЖКХ. Все эти задачи участники коалиции планируют реализовывать на средства американского гранта, который они выиграли в жесткой борьбе более чем со 180 подобными организациями.


Что касается перспектив реформы жилищно-коммунального хозяйства в России, то здесь точки зрения экспертов во многом не совпадают. Однако их все же возможно условно свести к следующим положениям.


1. Формирование конкурентной среды рано или поздно обеспечит высокое качество услуг с умеренными ценами.

2. Желательно, чтобы покупатели и продавцы были примерно равны по силе.

3. Необходимо повысить зарплаты и пенсии до уровня, компенсирующего рост расходов на услуги ЖКХ. Принципиально важно, чтобы люди, чья зарплата или пенсии повышаются, знали: часть повышения компенсирует подорожание услуг ЖКХ.

4. Рынки жилья и ЖКХ должны быть дополнены демократическим общественным контролем, прежде всего в лице органов местного самоуправления.

5. Чтобы преодолеть пассивность населения, необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включая установление собственных налогов и сборов.


Точка зрения:
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики России:
Я думаю, пока нет условий для реализации этих мер, но они образуют комплекс, завершающий рыночные реформы. Но если нельзя сразу осуществить их, то возможна постепенная их реализация. Им нужно содействовать, имея перед собой эту модель строения ЖКХ, к которой, в конечном счете, надо прийти.


Послесловие:

Таким образом, политикам и специалистам сегодня необходимо четко разграничить для себя две проблемы: 1) состояние ЖКХ и меры по его развитию; 2) социальная защита населения. Решать каждую из этих первостепенных задач необходимо отдельно, по своим правовым, экономическим и техническим правилам, а не за счет друг друга, иначе есть вероятность окончательного разрушения всей системы жизнеобеспечения городов России.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика