10 декабря 2016, суббота
ОбществоВ Мире3 января 2011, 21:00печать

Ученые обещают улучшить вкус и аромат шоколада

Элитного удовольствия станет больше

3 января 2011, 21:00, Дейта. Группа ученых расшифровала геном дерева какао криоло – самого элитного сорта какао. Результаты работы ученых по расшифровке генома какао опубликованы в журнале Nature Genetics.Исследование позволило ученым определить большое количество генов, которые отвечают за вкусовые качества какао.

В русском языке слово«какао» означает дерево Theobroma cacao, семена этого дерева, порошок, который изготавливается из этих семян, а также напиток, получаемый из этого порошка. Слово«theobroma» переводится с древнегреческого как«пища богов». Считается, что первыми какао в качестве пищи начали использовать древние майя три тысячи лет назад.

С тех пор плоды дерева какао(по-другому называемого шоколадным деревом) получило широкое распространение по всей планете. Ежегодно в мире производится 4,7 млн тонн какао. Появились разные его сорта и технологии выращивания. Например, в Америке какао культивируется на крупных плантациях, а в Африке его выращивают и производят небольшие предприятия.

Многие производители предпочитают выращивать гибридные деревья какао. Несмотря на то, что в результате получаемый шоколад имеет более низкое качество, такие деревья менее устойчивы к болезням. Для того, чтобы исправить ситуацию, группа ученых из 23 организаций потратила немало времени и средств и расшифровала геном дерева какао криоло – самого элитного сорта какао. В криоло, как правило, меньше кислоты, почти нет горечи, и наряду с мягким вкусом оно имеет выраженный дополнительный аромат. Другие сорта имеют характерный вкус какао и при этом являются частично горькими или кислыми.

Одним из направлений работы ученых стал поиск генов, отвечающих за вкусовые качества. Одним из ценных компонентов какао-бобов является какао-масло – жир, выжимаемый из семян плодов шоколадного дерева. Исследователи выделили 84 гена, которые контролируют не просто количество какао-масла, но и его качество.

Результаты данной работы в будущем позволят увеличить объемы производства какао(и, соответственно, шоколада), которые к тому же будут более вкусными, ароматными и полезными для здоровья.

Помимо этого практического применения результаты ученых могут иметь и политическое значение. В декабре в Кот-д'Ивуаре разгорелся политический кризис, а поскольку эта африканская страна экспортирует более половины всех какао-бобов, то над мировым рынком шоколада возникла угроза. Так, за первую неделю конфликта цена какао-бобов подскочила на 23%. Производство какао улучшенного качества может позволить мировому рынку шоколада быть менее чувствительным к событиям в Кот-д'Ивуаре. Газета.ру.