18+
28 мая 2017, воскресенье
Важно
Приложения
ОбществоИнтервью3 мая 2017, 17:59печать

Капитан "Паллады" и "Седова" Николай Зорченко - о море, курсантах и себе



3 мая 2017, 17:59, Дейта. Капитан учебных парусных судов «Паллада» и «Седов», участник кругосветного плавания на учебно-парусном судне «Паллада", один из первых кавалеров Ордена "За морские заслуги", временно исполняющий обязанности ректора "Дальрыбвтуза" Николай Зорченко рассказал корреспонденту ИА "Дейта"  о работе, море, курсантах, Владивостоке и о себе. 

Расскажите, как Вам работается «на земле»? Скучаете по морю?

- Конечно, для меня было неожиданностью и назначение на должность проректора, и затем исполняющего обязанности ректора. Но это большая честь и большая ответственность. Дальрыбвтуз - это вуз с развитой инфраструктурой. В нем 7 институтов, колледж, лицей, 4 филиала. При этом институты не только морской направленности, а, как вы знаете, у нас один из лучших институтов пищевых производств, один из старейших институтов – институт экономики и управления. То есть, объем работы колоссальный. И, конечно же, парусник «Паллада». Я вот буквально к Вам на интервью пришел с «Паллады», готовим ее к очередному рейсу. Естественно, в море тянет, все-таки 26 лет я являлся капитаном парусника. Но сейчас главное наладить работу, сделать так, чтобы вся эта система четко и слаженно работала.


«Паллада» без Вас в ближайшее время отправится в рейс. Со спокойным сердцем отпустите?

- Для команды мое назначение также стало неожиданностью. Но хорошо, что у нас достаточно слаженный и постоянный коллектив, основной состав. Кроме того, за годы моей работы мне встречались замечательные коллеги, профессионалы, каковым как раз является нынешний капитан «Паллады» Толовиков Сергей Анатольевич. Когда произошло мое назначение, я сразу подумал о нем, как о преемнике, позвонил ему, и он согласился. Так что «Паллада» в надежных руках. Вообще хочется отметить весь командный состав парусника за многолетнюю работу с душой и профессионализмом.

Не секрет, что сейчас молодежь ориентирована на быстрый доход и минимальные физические усилия. Морское образование, рыбохозяйственное, это, прежде всего, труд физический, отрыв от дома и семьи. На Ваш взгляд, курсанты, студенты сильно изменились за последнее время? И как можно мотивировать молодого человека на морскую профессию?

- Конечно, если сравнивать, например, с теми же 70-80 годами, когда профессия моряка была желанной и престижной для многих, сейчас ситуация отношения к морю, к морскому образованию изменилось. Что такое раньше было быть моряком? Это и возможность удовлетворения каких-то бытовых потребностей в плане приобретения дефицитных товаров, посещение заграницы, и хорошая зарплата, и стабильность. Вообще по всей стране отношение к морякам было особое. Особенно яркий пример – как встречали в Приморье китобойные суда. Это же был буквально праздник. Сейчас же мы наблюдаем поверхностное отношение многих владельцев рыбодобывающих и судоходных компаний, которые сами далеки от моря, для них это скорее бизнес. Они не нацелены на найм постоянного квалифицированного персонала, они не так заботятся о самих судах, не работают с подрастающими кадрами. И молодой человек, выбирая, где учиться, уже задумывается о том, как сложится его карьера в море, сможет ли он найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу. И это действительно проблема в наши дни. Хотя, например, наши курсанты, в силу возраста, возможно, имеют некий мальчишеский романтизм и тягу к морю. Они действительно многие идут по призванию. И в таких их стремлениях очень хорошо помогает ответственная работа крупных компаний, которые не ленятся и проводят встречи с курсантами, студентами, рассказывая о своем флоте, о рабочих перспективах и приглашая ребят на практику. Как, например, сделала недавно «Русская рыбопромышленная компания», представители которой приходили к нам в "Дальрыбвтуз". И они смогли заинтересовать наших ребят. Ведь это очень важно, учиться и знать, что у тебя есть перспектива работы, причем работы интересной и в достойной компании. Также компания «Доброфлот» буквально недавно поддержала наш творческий фестиваль. Это тоже повышает популярность таких компаний как потенциального места работы наших выпускников. Компании должны работать с молодежью, должны быть заинтересованы в сотрудничестве и взращивании своих будущих кадров. Тогда и ребята будут стремиться. А наш вуз всегда готов к подобному сотрудничеству.

Николай Кузьмич, по Вашему личному опыту, как работать с трудными мальчишескими характерами, как воспитать из курсанта настоящего моряка? Бывали ли случаи в Вашей практике, курсанты, матросы ленились, выбивались из коллектива?

- Вы знаете, нам, наверное, действительно повезло, потому что таких случаев у нас бывало немного. Как правило, все очень быстро понимают распорядок и вливаются в коллектив. Но все же бывало. И есть два проверенных способа решения подобных ситуаций. Первый вариант - это еще на этапе подготовки курсантов к рейсу на занятиях. Вот сидят, например, курсанты, рассказывают им про апсель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель и т. д. Все сидят, записывают, слушают, потому что информация-то непростая, хотя при этом рассказывают ее у нас крайне интересно и подробно. И вот сидит какой-нибудь студент, на его столе ни тетради, ни листка. Не пишет, естественно. Спрашиваем: "Почему не пишешь? Говорит: "Не на чем". Хорошо, дали ему листок. Опять сидит не пишет. Снова спрашиваем: "А сейчас-то что?" А он все равно, говорит, что это нереально запомнить. Или вот в рамках подготовки пришли они на корабль, дают команду, все построились и дружно пошли, а один курсант тоже пошел или побежал, но вот не так как все, с ленцой. Хорошо, если в следующий приход на парусник он подтягивается. А бывает, что нет. На этом этапе, конечно, надо принимать решение – брать или не брать такого курсанта в рейс. Не берешь - это тоже своего рода наука. Целый год ждать следующей возможности.
Ну и второй способ решения, если уже курсант попал на борт, вышел в рейс. И вот все как-то у него с натяжкой – встает позже всех, на построение опаздывает и т. д. Тут уже, конечно, помогает работа «над поведением» такого курсанта всего нашего коллектива и старшего помощника капитана по учебной работе Раменского Владимира Ивановича. Конечно, это создает неудобства, отвлекает, но все же проблема решаемая.

Ну и труд на корабле, тем более, на паруснике, не позволяет курсантам особо расслабляться. Чего стоит только взбираться на мачты. Ребятам приходится преодолевать страх, себя преодолевать.


Известно, что человек украшает место, а не место человека. Вы всегда очень радушны и при этом все успеваете. Расскажите, откуда берете силы, вдохновение на работу?

- Безусловно, я просто люблю свою работу. Мне повезло, я большую часть жизни занимаюсь любимым делом. Ну и, конечно, отдача от коллектива, с которым я работаю. От тех людей, которых встречаю ежедневно и в различных странах. Кроме того, мы с коллективом стараемся поддерживать физическую форму. На «Палладе» рабочий день оканчивается в 17.30, мы переодеваемся и устраиваем пробежки по палубе, даже в волейбол играем. Это тоже придает силы и хорошее самочувствие.

У Вас есть любимые страны, куда с особым чувством возвращаетесь?

- Пожалуй, самая любимая страна – Сингапур! Всегда с огромным удовольствием туда возвращаюсь. Также люблю порт города Далянь. Но с особенной радостью всегда возвращаюсь в родной Владивосток. Это такая особенная красота. Особенно после того, как у нас появились мосты. Я вообще очень люблю Владивосток. С удовольствием хожу по городу пешком. У меня есть автомобиль, но для меня гораздо приятнее и интереснее пройтись самому. Примерно 6 километров от моего дома до "Дальрыбвтуза", которые я часто прохожу пешком по утрам.

Случалось у Вас в море то, о чем страшно вспомнить – шторм, разрыв парусов?

- Конечно, бывало всякое – и проходы в узких проливах, и штормы. И каждый раз ты понимаешь, точно знаешь, что технически парусник надежен, что ничего с ним не должно случиться, но все же когда он кренится, когда вода переливается через борт, страшно всем. Помню, попали мы в страшный тайфун, паруса порвались, вода заливает палубу. Я смотрю, несколько матросов тянут канат, у них страховка. А матрос, который руководит им, не успел привязать себя, и его накрыло волной, буквально смыло, даже куртка отлетела. Слава богу, обошлось без переломов, только спину ему сильно оцарапало. Тут переживания за всю команду, за жизни людей.

Есть особые традиции на «Палладе»? Может быть традиции, которые ввели Вы?

Ну как и на любом корабле на «Палладе» нельзя свистеть. Мы никогда не ходим без формы, это категорично. У нас не принято повышать голос, кричать, особенно на курсантов. Мы считаем, что говорить нужно понятно, убедительно, но спокойным голосом. Крик делу не поможет. Вообще уважительное отношение друг к другу - это, считай, наша традиция.

Фото: ИА «Дейта».

Николай Зорченко - капитан учебных-парусных судов «Паллада» и «Седов». Участник кругосветного плавания на учебно-парусном судне «Паллада». Один из первых кавалеров Ордена «За морские заслуги», ныне временно исполняющий обязанности ректора «Дальрыбвтуза».

В 1975 г. окончил Дальневосточное мореходное училище. Работал помощником капитана на судах ТУРНИФ. В 1980г. окончил Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет по специальности «Судовождение на морских путях».

1991 - 1994 гг. — второй помощник капитана, помощник капитана по учебной работе УПС «Паллада»;

1994 - 2005 гг. — капитан УПС «Паллада». 

2005 - 2007 гг., 2010 - 2013гг — капитан УПС «Седов»;

2013г. — капитан УПС «Паллада»;

с января 2017г. — первый проректор ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз».
с февраля 2017 г. – Временно исполняющий обязанности ректора «Дальрыбвтуза»

ЭПИ "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:56.0756.76
EUR:63.0163.67
CNY:81.6582.72
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна