8 декабря 2016, четверг

На Курилах ученые нашли предков пчел и муравьев

На курильском острове Шикотан ученые обнаружили предков пчел и муравьев, об этом сообщается на сайте государственного природного заповедника «Курильский».

В июне этого года в кальдере вулкана Головнина энтомологи заповедника обнаружили представителя нового для фауны Курильских островов семейства насекомых – пилильщиков-ксиэлид (Xyelidae). Найденный вид живет на кедровом стланике (Pinus pumila) и относится к роду ксиэла.

Род ксиэла уникален тем, что это один из самых примитивных и древнейших родов отряда перепончатокрылых (Hymenoptera), являющийся общим предком всех современных перепончатокрылых насекомых – муравьев, шмелей, пчел, ос, наездников, пилильщиков, рогохвостов и других. Первые ископаемые ксиэлиды известны из Триасового периода, то есть появились одновременно с первыми динозаврами, но в отличие от последних, не только не вымерли, но на протяжении более 200 млн. лет внешне практически не изменились.

Взрослые ксиэлы – это небольшие, крылатые насекомые, имеющие длину тела от 2,5 до 4,5 мм. Личинки всех современных видов являются фитофагами и развиваются в мужских стробилах (шишках) различных видов сосен (Pinus). Пищевая связь ксиэл с хвойными передалась им от предков, появившимся на Земле на 70-80 млн. лет раньше, чем цветковые растения.

Видовая принадлежность обнаруженных насекомых пока не определена. Из шести, известных на Дальнем Востоке России видов ксиэл, с кедрового стланика до сих пор был известен только один – Xyela kamtschatica Gussakowskij, 1935, распространенный на Камчатке, в Приморском крае и на японском острове Хоккайдо. Его самки характеризуются прямым, длинным (в 2 раза длиннее тела), округлым в сечении, шиловидный яйцекладом. Обнаруженные же в кальдере вулкана Головнина самки имеют относительно короткий (примерно равный длине тела), уплощенный с боков и саблевидно загнутый книзу яйцеклад. Возможно, курильские ксиэлы являются одним из японских видов, обитающих на кедровом стланике в горах Хоккайдо или Хонсю. РИА "Сахалин-Курилы"