23 марта 2017, четверг
ОбществоВ Мире6 августа 2009, 12:03печать

Средство от комаров небезопасно для нервной системы человека

Ученые усомнились в безопасности широко применяемого репеллента

6 августа 2009, 12:03, Дейта. Широко известный репеллент ДЭТА (диэтилтолуамид) способен блокировать действие фермента, регулирующего передачу нервных импульсов. К таким выводам пришли французские ученые из Университета Анже и Института исследований и развития в Монпелье в результате экспериментов с нервными клетками насекомых и млекопитающих.

Первый репеллент на основе диэтилтолуамида был разработан в 1946 по заказу американской армии для защиты военнослужащих от насекомых во время боевых действий в тропиках. Начиная с 1957 года репелленты с ДЭТА (DEET) широко применяются во всем мире. По данным производителей, ежегодно ими пользуются около 200 миллионов людей во всем мире.

Предполагаемый принцип действия ДЭТА основан блокировании обоняния кровососущих насекомых, в результате чего они теряют способность находить жертву по запаху. Однако французским ученым удалось показать, что влияние репеллента на нервную систему как насекомых, так и млекопитающих, может быть более серьезным и опасным.

По данным исследователей, активный компонент репеллента напрямую взаимодействует с ацетилхолинестеразой. Этот фермент отвечает за дезактивацию нейромедиатора ацетилхолина, благодаря чему нервные клетки возвращаются в нормальное состояние после передачи нервного импульса мышечным волокнам. Однако при взаимодействии ацетилхолинестеразы с ДЭТА дезактивации нейромедиатора не происходит, что, в свою очередь, может вызвать продолжительный спазм мышц.

За несколько десятилетий наблюдений в США было зафиксировано всего 46 случаев мышечных спазмов, предположительно связанных с избыточным применением ДЭТА, включая 4 случая с летальным исходом. Однако, по мнению французских ученых, токсичность репеллента может значительно увеличиться при взаимодействии с некоторыми пестицидами. Впрочем, авторы исследования признают, что полученные ими данные не являются окончательными и нуждаются в дальнейшей проверке и подтверждении новыми экспериментами.

Комментируя результаты исследования, представитель Национального центра информации о пестицидах США Дэниэл Судакин (Daniel Sudakin) подчеркнул, что лабораторные эксперименты с культурами клеток не отражают реальных условий применения репеллентов и не могут считаться неоспоримым доказательством токсичности ДЭТА. Тем не менее, американское Агентство защиты окружающей среды выразило готовность учесть новые данные при оценке безопасности репеллента.

Отчет об исследовании французских ученых опубликован в открытом доступе в журнале Biomed Central. «Медновости»

USD:57.2357.64
EUR:61.7362.27
CNY:82.9883.69
ОПРОС
Каков размер вашей заработной платы?