18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения

Феликс Ажимов: Как и любые гуманитарии, мы с уверенностью смотрим в будущее!


Руководитель Школы гуманитарных наук ДВФУ рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при объединении вузов, социальной функции нового Университета и его интернационализации

8 августа 2012, 16:28, Дейта. Уже полтора года прошло с момента создания ДВФУ, и сегодня этот вуз стал едва ли не визитной карточкой Приморья и Владивостока. На создание его были потрачены внушительные суммы, а реорганизация учебной системы поглощённых им вузов стала сложным и не всегда безболезненным процессом.  Сегодня, когда университет уже готов заселить новый кампус,  становление ДВФУ продолжается. Об особенностях и перспективах этого процесса корреспонденту ИА «Дейта»  рассказал директор Школы гуманитарных наук ДВФУ Феликс АЖИМОВ.

К: Согласитесь, высшее учебное заведение – это всегда некий закрытый, самодостаточный  организм, и любая «трансплантация» для него весьма болезненна. 

Ф.А.: Действительно, если говорить о ДВГУ, как базе, на которой ДВФУ и создавался, то он был классическим университетом, его сотрудники воспринимали свой вуз, так сказать, как элитарный, а другие – как вторичные. И это не совсем верно. Тут были и объективные причины – численность студентов, преподавателей, кафедр у ДВГУ было больше. Но при формировании новой структуры (ДВФУ) основное внимание мы старались уделять не численности или иным количественным показателям, а содержанию, которым обладал каждый отдельный вуз. И в Техническом, и в ДВГУ, и в других было свое содержание, в результате объединение дало очень мощный синергетический эффект по многим показателям.

К: Конфликты интересов при объединении возникали?

Ф.А.: В каждом вузе свои традиции, свои устои, программное обеспечение и т.д. Некий конфликт при объединении между бывшими работниками и воспитанниками ТГЭУ, ДВГУ и ДВГТУ пришлось, конечно, преодолевать. Ни для кого не секрет, что часто бывало, когда тот или иной профессор работал несколько десятков лет в ДВГУ, потом с какими-то скандалами уходил в другой вуз, а в результате объединения все старые «друзья» оказывались на одной кафедре, в одном структурном подразделении, и, конечно, определенная напряженность чувствовалась. Но здесь нечего не поделаешь, объединение – единственный выход: вузы в старом режиме функционировать не могли по целому ряду причин, из-за недобора студентов на бюджетные места по ряду направлений, например. Ведь, в любом случае, нельзя выбрать такое решение, которое устроит абсолютно всех. Мы работали в авральном режиме, работа  была очень сложная, но с ней справились и университет, и Школа гуманитарных наук.

К: Как в современной ситуации существует школа гуманитарных наук? Какие у неё перспективы и основные направления развития?

Ф.А.: Мы укрупнились и стараемся самым либеральным путем определять направления нашего развития – провели выборы глав кафедр, например. Сейчас уже в школе сформировались  лидеры, которые ведут за собой весь коллектив. Мы выбрали по конкурсу профессорско-преподавательский состав. Все эти процедуры сейчас закончены, и следующий важный шаг – переезд на Русский остров в новый кампус.

К: Переезда не боитесь?

Ф.А.: Школе гуманитарных наук в этом смысле повезло: нам перевозить особо нечего, потому что гуманитарию кроме книжек и компьютеров ничего не нужно. Мы спокойно смотрим на переезд. Психологически это может восприниматься тяжело. Но это шанс избавиться от хлама и начать новую жизнь.

К: А что сейчас включает в себя Гуманитарная школа?

Ф.А.: Школа гуманитарных наук – это 8 кафедр: психологии, философии, отечественной истории и архивоведения, всеобщей истории, антропологии и археологии, социальных наук, журналистики и издательского бизнеса, рекламы и связей с общественностью. Восемь крупных кафедр, каждую из которых возглавляет известный ученый. Численность профессорско-преподавательского состава на каждой из них от 15 и до 50 человек. На каждой кафедре есть доктора наук. Всего у нас 11 программ бакалавриата и 6 программ магистратуры, 4 диссертационных совета (1 по отечественной истории, 2 по философии и 1 по искусствоведению и культурологии), которые возглавляют ученые с мировыми именами, признанные специалисты в своей области. 

К: Между тем, Владимир Миклушевский, еще в бытность ректором, неоднократно заявлял, что образование в ДВФУ должно склоняться в практическую сторону. В гуманитарной школе появляются какие-то новые интересные проекты в области практического образования?

Ф.А.: Конечно. Мы уже создали в школе несколько лабораторий. Есть Центр археологических исследований «Бохай», деятельность которого частично финансируется иностранными меценатами (Южная Корея, Япония) и российскими грантами, он обеспечивает практическое сопровождение обучения студентов и аспирантов по направлениям «история», «социальная антропология» и «археология».  Кроме того, в структуре школы успешно функционирует Лаборатория социального проектирования и прогнозирования, которая задействована в образовательном процессе для подготовки социологов, философов, социальных работников. Выполняет лаборатория и внешние заказы, весьма успешно даже при небольшом штатном составе.

В перспективных планах - создание ряда малых инновационных предприятий. Малое инновационное предприятие – это достаточно интересная форма взаимодействия бизнеса и науки – здесь разработанные идеи и технологии должны превращаться в коммерческий продукт, либо создаваться по заказу бизнеса. В гуманитарной сфере таких технологий множество – это и подготовка и повышение квалификации кадров   в сфере психологии, журналистики, рекламного бизнеса, это и технологии социологических исследований и многое другое.

К. А что касается кафедры журналистики и издательского дела? Прошлые начальники, покидая свои посты, как раз заявляли об уничтожении учебного телевидения, которое имело целью именно «практическое» образование.

Ф.А.: При кафедре журналистики и издательского дела мы имеем две лаборатории. Первая – Редакционно-издательский центр, который обеспечивает издание учебной газеты для наших студентов. Там есть специалисты, которые наглядно показывают, как осуществляется процесс издания газет и иной печатной продукции, как это вообще происходит.  И в начале этого года мы создали Учебно-телевизионную студию, для чего специально провели конкурс на организацию её работы. На сегодняшний день для студии закуплено оборудование более чем на двадцать миллионов рублей, по российским меркам это беспрецедентные вливания в журналистское образование. В новом кампусе на о. Русский  для студии выделены специальные помещения общей площадью около 400 квадратных метров. Данная студия будет решать несколько задач. Во-первых, здесь студенты смогут изучать мультимедийную журналистику в целом, а не только телевизионную. Наличие самого современного оборудования позволит  им освоить все основные процессы -  будь то подготовка телевизионного репортажа, интервью, фотоочета, размещение видеоролика в интернет-заметке и многое-многое другое. 

Во-вторых, учебная телестудия - это качественно новая лаборатория, такая система с открытой архитектурой. Студенты смогут предложить свои проекты, концепции фильмов и роликов, ток-шоу и интервью, обсудить их с профессионалами, а затем реализовать на практике.

В-третьих, лаборатория будет создавать самые различные образцы продукции – новостные выпуски, учебные телефильмы и видеолекции с использованием компьютерной графики, ток-шоу и т.д.

В-четвертых, у нас в планах создание учебного телевидения ДВФУ с вещанием в кампусе.

Самое главное, что из всех этих направлений студенты и аспиранты смогут выбрать то, что им по душе, и выйти из стен университета с хорошими практическими навыками.

К: А кроме «практического» образования, в каких направлениях еще работаете сегодня?

Ф.А.: Большое внимание уделяется интернационализации. Мы, например, изучили  степень готовности наших преподавателей к работе в международной среде и выяснили, что из 350 преподавателей и сотрудников  Школы  20% в той или иной степени могут работать на английском языке. Это около 70 человек, но этого по современным требованиям уже недостаточно.

Мы поставили цель через 5 лет иметь в Школе уже 75% сотрудников, владеющих английским языком. Сейчас в университете запущена программа «Интенсивный английский язык для преподавателей и сотрудников». Деньги на это выделяются  федеральные.  Без английского языка гуманитарий – это однобокий специалист. Нужно создавать конкурентноспособных, разбирающихся в общемировых тенденциях специалистов, которые способны сразу усваивать новую информацию, пусть даже на английском языке. Безусловно, мы не можем и не будем загонять всех под «одну гребенку». Мы понимаем, что 100% преподавателей на английском все равно говорить не будут. Преподавательская среда тоже неоднородна. Есть авторитетные ученые,  состоявшиеся в своей среде, которые занимаются наукой и без английского языка, есть люди которые по объективным или субъективным причинам не могут или не хотят изучать английский. Безусловно, мы будем работать со всеми категориями, и всем предоставим возможность изучать английский язык. Обязывать мы не можем, но идея наша состоит в том, чтобы через  пять лет мы достигли показателя 75%. Мы уверены, что с этой задачей справимся.

К: А как новый университет интегрируется в социальные процессы внутри Приморья, Дальнего Востока?

Ф.А.: По целому ряду направлений. Например – социологические исследования. УФМС сейчас много работает с программой социально-культурной адаптации трудовых мигрантов из стран СНГ, и мы абсолютно бесплатно помогаем в разработке методики исследования, анкет, рассчитываем выборки, помогаем обрабатывать анкеты, направляем студентов на производственную практику в различные отделы Миграционной службы, взаимодействуем с общественным советом при УФМС.  Мы не становимся в позицию «утром деньги – вечером стулья». Есть проблема – мы пытаемся её решать.  Делаем бесплатные экспертизы для органов государственной власти. В ряде случаев такую экспертизу могут провести только ученые ДВФУ – например, в сфере религиозной нетерпимости, на Дальнем Востоке никто, кроме наших специалистов, не может сделать. В нашу школу обращаются и из Хабаровска, из всего ДВФО. Мы готовы, делаем и не всегда что-то просим взамен.

К: То есть, в будущее смотрите с оптимизмом?

Ф.А.: Школа гуманитарных наук с уверенностью смотрит в будущее, как и любой гуманитарий. Наш выпускник всегда найдет себе место на рынке труда. У нас нет оснований для каких-то пессимистических ноток, потому что Университет нас поддерживает, у нас максимальное количество штатного состава (около 3000 студентов обучается при 300 преподавателях), много грантов, много ученых, крепкие международные связи, эффективное сотрудничество с работодателями. Мы не являемся какой-то замкнутой академической структурой. Мы открыты любым взаимодействиям, и, фактически, эти взаимодействия  осуществляем и с бизнес-сообществами, и с органами государственной, муниципальной власти, и с общественными организациями.

 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика