5 декабря 2016, понедельник
ОбществоВ Мире9 апреля 2009, 14:48печать

У бактерий есть коллективный разум

Ученые обнаружили, что микроорганизмы общаются друг с другом и принимают общее решение.
Бактериальные инфекции - самые массовые убийцы и в истории, и в современности. В поисках новых средств борьбы с ними исследователи университетов Тель-Авив и штата Техас открыли, что у бактерий есть коллективный разум, который контролирует их численность. Руководитель работы профессор Эшел Бен-Якоб открыл, что бактерии умеют разговаривать между собой и принимать коллективные решения. Две колонии микробов Paenibacillus dendritiformis ученые любовно вырастили в одной посуде, а затем сократили им "паек". И вместо того, чтобы, разрастаясь, объединиться в одну общую семью как обычно, бактерии вдруг стали уничтожать тех своих сестер, которые оказались в "приграничной зоне", сообщают "Известия". Но когда ученые разделили колонии непроницаемой мембраной, гибель "пограничников" прекратилась. Исследователи пришли к выводу, что у бактерий есть примитивный коллективный разум, который позволяет выжить в условиях стресса. Они убивают себе подобных, если грозит голод, если возможен шок от высокой температуры или воздействия ядов. Тогда они сокращают популяцию, выделяя специальное вещество, которое убивает "лишние рты".
"Этот механизм похож на сокращение деления обычных клеток, когда им не хватает питательных веществ, - рассказывает Бен-Якоб. - Но у бактерий есть примитивная форма социального сознания. Они знают, как собирать информацию из окружающей среды и передавать ее друг другу. Они могут распределять задачи и хранить "коллективную память". Химический язык, с помощью которого они общаются, превращает колонии микробов в большой "мозг", который управляет реакцией на изменения окружающей среды".
В своей статье в журнале Proceedings of the National Academy of Science израильские ученые предлагают использовать этот феномен против самих бактерий. Если их колонии дать химический сигнал опасности, то бактерии просто поубивают друг друга. Такая стратегия кажется весьма перспективной - все последние годы микробы успешно справляются все с новыми и новыми поколениями антибиотиков, которые создает человек. Но вряд ли они смогут сопротивляться веществам, которые сами же и производят.