18+
10 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ОбществоПриморский край9 апреля 2012, 15:55печать

Нужен ли россиянам налог на роскошь?


Специалист юридической компании "Инмар", Татьяна Ботвиньева, проанализировала основные положения нашумевшего законопроекта

9 апреля 2012, 15:55, Дейта. Огромный резонанс в обществе вызвал проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

В данной статье не будет конкретного высказывания за или против введения налога на роскошь, она будет посвящена анализу положений законопроекта, возможности применения налога в жизни.

Стоит задуматься, нужен ли России налог на роскошь? Если нужен, то, в каком объеме и как он будет взиматься? Не приведет ли введение налога к негативным тенденциям, отразившимся на развитии предпринимательства, или наоборот будет способствовать развитию перспективных направлений в решении финансовых проблем государства.

Рассмотрим сначала основные положения законопроекта.

Во-первых, в проекте не дано понятие роскоши, также оно отсутствует и в законодательстве. На этот вопрос частично отвечает статья 3 «законопроекта», в которой говорится об объектах налогообложения, к ним будут отнесены: 1)расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир; 2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство; 3)расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства; 4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

Получается, что к роскоши законодатель относит дома, квартиры, строения, сооружения, земельные участки и различные виды транспортных средств. При этом в проекте ничего не говорится о других объектах, которые также можно отнести к объектам роскоши, например, футбольные клубы, дорогостоящие картины, часы, предметы антиквариата, которые также не являются предметом первой необходимости.

Во-вторых, усматривается нарушения одного из главных принципов налогообложения – принципа однократности взимания налогов и сборов. При покупке квартиры, автомобиля, земельного участка производится косвенная оплата НДС, также на приобретателя ложится налог на имущество, транспортный налог (при покупке автомобиля). Сотрудники федеральной налоговой службы высказали мнение о том, что не следует вводить налог на роскошь, достаточно изменить ставки земельного, имущественного и транспортного налогов.

Может и возникнуть другая более важная проблема. Представители власти заявили  о том, что налог на роскошь затронет только личное сверхпотребление, но что означает сверхпотребление, в «законопроекте» не говорится. При этом могут пострадать не только олигархи, но и простые граждане, представители среднего класса, например, предприниматели, получатели наследства, имущества по договору дарения. Человек мог просто накопить деньги, взять кредит, построить дом своими руками. Для более полного понимания возможных проблем в результате введения налога на роскошь рассмотрим положения, закрепленные в законопроекте и возможные жизненные ситуации.

По субъектному составу в качестве налогоплательщиков налога на роскошь можно выделить индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и физических лиц, обладающих имуществом, признаваемым объектом налогообложения, на праве собственности.

В соответствии с проектом не признаются налогоплательщиками только инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности; лауреаты Нобелевской премии.

О пенсионерах и малоимущих гражданах не говорится ничего. Конечно, у многих может возникнуть вопрос, откуда у пенсионеров и малоимущих может появиться такое дорогостоящее имущество, но не стоит забывать о наследстве, договоре дарения, самостоятельном строительстве жилого дома и т.п. Многие из нас упорно трудятся в молодости, чтобы обеспечить свою семью и будущую жизнь при наступлении пенсионного возраста, например, предприниматель трудился на благо своей семьи, исправно платил налоги, накопил достаточно крупную сумму денег, купил роскошный дом, земельный участок, хороший автомобиль, по возможности катер или яхту, чтобы выезжать со своей семьей в море, пока он работает, то, естественно, имеет возможность платить налог на роскошь, но с достижением пенсионного возраста или по состоянию здоровья, перестав заниматься предпринимательской деятельностью соответственно он перестает получать значительный доход, а, следовательно, утрачивает возможность уплаты налога на роскошь. Что в таком случае делать с имуществом, которое он приобрел, чтобы беззаботно жить в старости? Остается один выход: продавать недвижимость и переезжать в обычную квартиру. Здесь уже встает вопрос о справедливости, теряется смысл в обеспечении  своего дальнейшего будущего, так как всю жизнь работать невозможно, а жить в удобстве и комфорте хочется всем.

Что делать малоимущим в таком случае? Родственник подарил дом и земельный участок бедным родственникам. Всю жизнь жили в бедности, так и из-за налога на роскошь придется и дальше прибывать в данном состоянии.

В таком случае законодатель должен внимательно проанализировать состав субъектов, которых не стоит относить к налогоплательщикам по данному виду налога.

Также из-за отсутствия достаточной проработки законопроекта возможны и иные способы, позволяющие избежать уплаты налога на роскошь, например, с помощью систем фондов и оффшоров. К тому же существует риск оттока капиталов за границу, богатые граждане будут покупать и регистрировать свое имущество в тех странах, где нет налога на роскошь.

В заключение можно сказать, что данный вид налога возможно нужен и важен. Если внесен такой законопроект, и он будет рассмотрен и принят, то значит, он действительно имеет место быть: во многих странах уже введен налог на роскошь, но для того, чтобы данный вид налога действительно нашел свое место в системе налогообложения, следует подойти к его разработке с особым вниманием, исключить все неблагоприятные последствия его введения, и досконально разработать каждый пункт законопроекта. 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика