18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения

Образование в Приморье: современные технологии и обучение «особенных» детей


О том, что ждёт школьников и их родителей в новом учебном году читателям ИА «Дейта» расскажет директор департамента образования Приморья Елена Григорьева

10 августа 2015, 10:40, Дейта.

В образовательной сфере Приморья за последнее время появился ряд серьёзных нововведений. Это и появление «электронных дневников», и развитие инклюзивного образования. И если «электронные дневники» введены уже повсеместно и активно используются, то внедрение инклюзивного образования - процесс более трудоёмкий. Причиной тому необходимость приобретения и установки специального оборудования, книг и так далее. Об этом и многом другом, в том числе и о том, как подготовиться к новому учебному году, читателям ИА «Дейта» расскажет директор департамента образования и науки Приморского края Елена Григорьева.

Вопросы можно задавать уже сейчас!


Елена Пинчук: На всех мероприятиях, посвященных инклюзивному образованию: конференциях, семинарах, круглых столах – речь, как правило, идет о детях, которые всё же могут в какой-то мере вписаться в существующую систему образования.

Например, если о детях, имеющих ментальную инвалидность, то о высокофункциональных. Однако всегда есть дети, которые были признаны ПМПК «необучаемыми», «с глубоким умственным отставанием» и т.п. Соответствующего письменного заключения родители в таком случае, естественно, не получают, потому что оно антиконституционно. Детей в школы не берут вообще. Что может предложить им владивостокская система образования?

Елена Григорьева: Из системы образования ушло понятие «необучаемые дети». Ребенка должны обучать по адаптированным основным общеобразовательным программам. Адаптированы программы под возможности конкретного ребенка. ПМПК составляет заключение, в котором даны рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий получения образования.

Родители (законные представители) имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК (при их наличии) общеобразовательные организации как муниципальные, так и государственные.

В течение последних 5 лет в нашем регионе все дети с умеренной, глубокой умственной отсталостью, семьи которых обратились в центральную, территориальную или городскую ПМПК, получили в соответствии с пожеланиями родителей консультации, заключения с рекомендациями образовательного маршрута в образовательные дошкольные, школьные, медико-социальные учреждения.

В сложившейся образовательной практике нашего региона традиционно данная категория детей по желанию родителей интегрируется в классы сверстников со сходными проблемами. Так, за первое полугодие 2015 года на ЦПМПК из числа детей (96)с рекомендациями обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с лёгкой умственной отсталостью, 6 детям предложены инклюзивные варианты обучения на базе коррекционных школ для детей с лёгкой умственной отсталостью г.г. Спасска, Артёма, Уссурийска и пос. Раздольного. На базе 2-х владивостокских коррекционных школ дети со стойкими расстройствами функций организма и высокой степени их выраженности интегрированы в классы сверстников с интеллектуальной недостаточностью.

По желанию семьи 17 детям с умеренной умственной отсталостью предложено обучение и воспитание в зоне ближайшего развития в детском доме-интернате для детей с умеренной умственной отсталостью с. Екатериновки. Ежегодно проводятся в детском доме-интернате выездные заседания специалистов-членов ЦПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута каждого больного ребёнка и определения динамики его развития.

Всем детям с тяжёлой степенью умственной отсталости раннего дошкольного возраста были предложены занятия в группах кратковременного пребывания в МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Коррекция» г.Владивостока».

Александр Овчарук: Насколько край готов к новому учебному году?

Елена Григорьева: В 2015 году в образовательных организациях края будут открыты 950 классов. В прошлом году в Приморье их было 942. Кнопками тревожной сигнализации обеспечены 318 школ Приморья, 214 школ – системами видеонаблюдения. На подготовку школ Приморья к новому учебному году предусмотрено более одного миллиарда рублей.

Всего 1 сентября в Приморье за парты сядут более 185 тысяч учащихся, среди них 21 340 – первоклассники

Елена Пинчук: Еще распространена ситуация, когда ПМПК дает направление в коррекционную школу, а в школе дают отказ, мотивируя его тем, что в школе нет мест. Как следствие ребенок опять остается нигде...

Елена Григорьева: В соответствии с Положением о ПМПК, Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» психолого-медико-педагогическая комиссия любой территориальной подчинённости рекомендует родителям (законным представителям) ребёнка с тяжёлыми или комбинированными расстройствами как правило, 2 варианта:

1. обучение в образовательной организации для детей с ОВЗ по профилю нарушения

2. обучение в дошкольной образовательной организации или школе по месту жительства. В практике существуют варианты, когда дети получают необходимые дефектологические услуги в коррекционном учреждении инклюзивно или дистанционно. Таким образом, основная цель обращения за специальной помощью в коррекции имеющихся недостатков реализуется в условиях пребывания ребёнка только на занятиях.

Если в краевых специализированных школах, а их в городе Владивостоке 7, отсутствуют свободные места для приема ребенка или родители не желают обучать своего ребенка в таком учреждении, они должны обратиться в муниципальную школу, где детям школа создаст необходимые условия.

Елена Пинчук: Что делать родителям, как вести себя, если они, и так живущие в полном отчаянии, попадают в подобные ситуации? Можно ли выработать единый алгоритм действий?

Елена Григорьева: Если выработать единый алгоритм действий для родителей и образовательной организации, владеющей набором коррекционных услуг, то это система работы по сопровождению больного ребёнка. Она может заключаться исключительно в адресной помощи ребёнку в любых формах, не запрещённых действующим законодательством.

Иван Антипенко: В крае проводилась акция "Помоги собраться в школу". Действует ли она сейчас? Как мы можем помочь детям?

Елена Григорьева: Да, программа действует, и приморцы активно принимают в ней участие. Почти 100 комплектов со всем необходимым для учебы удалось собрать специалистам Арсеньевского филиала Приморского центра социального обслуживания населения. Более 50 из них уже дошли до адресатов – школьников из семей с низким достатком.

Гуманитарная помощь собрана менее, чем за неделю. Но традиционная акция «Помоги собраться в школу», стартовавшая 10 августа, только набирает обороты. Предприниматели, представители организаций и просто неравнодушные граждане несут в отделения срочной помощи ПЦСОН ранцы, тетради, карандаши, фломастеры – все, что необходимо ученику. Кроме канцелярских принадлежностей, благотворители передают детям одежду и обувь.

случается так, что в помощи нуждаются больше семей, чем обычно. К примеру, в 2013 году приморцы мобилизовались, чтобы собрать в школу детей из районов Приморья и всего Дальнего Востока, пострадавших в результате наводнения. В прошлом году на помощь пришли детям украинских беженцев. В каждый пункт временного размещения, где жили семьи из воюющего Донбасса, были доставлены школьные принадлежности, собранные в ходе благотворительной акции.

А в июле этого года жители региона приняли участие всероссийской акции «День знаний в Новороссию». Одними из первых откликнулись школы Владивостока, администрации Хорольского, Хасанского Тернейского, Пограничного районов, Партизанска и Находки. Только за один день 75 посылок доставили из Уссурийска. 59 огромных коробок с канцелярией подарило ООО «Глобус», 16 – Приморский Торговый дом книги.

Елена Пинчук: Инклюзивное образование, кроме адаптированных условий, предполагает участие тьюторов. В работе с детьми с аутизмом это обязательное условие для успешного учебного процесса. Будут ли в Приморском крае такие возможности в ближайшие годы? Где будет проходить подготовка специалистов?

Елена Григорьева: Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Тьтором может быть назначен специалист, имеющий высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Решение принимает школа исходя из своих возможностей.

С 2015 года планируется на базе ДВФУ создать пилотную площадку для набора студентов по курсу «Тьютор» в системе второго высшего образования.

На территории Приморского края подготовку кадров для работы в образовательных организациях осуществляют филиал ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийске, КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж» и КГБ ПОУ «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж».

На базе ГОАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» педагогические работники края регулярно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по различным технологиям: курсы повышения квалификации; семинары (теоретические семинары, семинары-практикумы) повышения квалификации; накопительная система повышения квалификации.

Анастасия: Добрый день. Школа № 45. Электронные дневники есть - но именно в старших классах не все учителя их заполняют вовремя, а некоторые их вообще не заполняют. За прошлый год, если открыть дневник и распечатать его, видно, что ОБЖ, История, Обществознание, Физика, и Труд заполняют не регулярно. Например, одну четверть заполнят, а другую не заполнят вовсе. Что говорить про другие трудоемкие процессы, если учителя попросту не успевают вносить данные об оценках учеников.
Почему бы не назначить специальное лицо, которое будет вносить эти данные в конце дня. Таким образом, и родителям было бы удобно, к примеру, я бы подключила смс-информирование, что весьма повлияло бы на учебный процесс.
С уважением - родитель шк 45.

Елена Григорьева: Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» все школы края с 01.01.2014 начали предоставлять данную услугу.

Эта услуга предоставляется в информационном поле портала «Электронная школа Приморья».

Обязательность своевременного заполнения информации об успеваемости и посещаемости учебных занятий обучающимся – ответственность учителей-предметников, классного руководителя. Контроль за своевременным заполнением журнала осуществляет непосредственно администрация образовательной организации.

Вопрос о назначении одного ответственного лица может быть рассмотрен только в конкретной образовательной организации. Для этого Вы можете с инициативой обратиться к классному руководителю либо администрации школы персонально или на родительском собрании.

В любом случае, родители должны быть своевременно проинформированы о результатах обучения своего ребенка, а школа должна организовать качественную работу в этом направлении.

Елена: Здравствуйте. Ребёнок учится в школе номер 22. И каждый год приходится тратить очень большие суммы денег на учебники. Причём книжки должны быть определённого года, например учебник того же автора, но изданный хоть годом ранее уже не подходит. Причём в школьной библиотеке есть в наличии книжки по многим предметам, единственное отличие от купленных в магазине в годе издания. И учителя очень настаивают на приобретении именно самого свежего издания. Поясните, это правомерно вообще? И не должна ли школа обеспечивать учеников учебниками?

Елена Григорьева: В соответствии с действующим законодательством школа обязана обеспечить всех обучающихся бесплатными учебниками. Определение списка учебников общеобразовательной организацией в соответствии с федеральным перечнем учебников, учебным планом общеобразовательной организации на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования. Это дает возможность школам не закупать ежегодно учебники по одним и тем же предметам, за исключением физического износа, который устанавливается по факту в каждом конкретном случае.

Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией. Выбор учебников учителем осуществляется в соответствии со списком учебников, определенным образовательной организацией.

Игорь: Каждый год в школе собирают деньги на ремонт. Ремонт заключён в том, что стены и парты в классах красят очередным слоем краски, которая растрескается и начнёт осыпаться уже через пару месяцев. И непонятно, как противостоять этим непонятным поборам. Возможно ли как-то урегулировать ситуацию со всеми этими «добровольными взносами»?

Елена Григорьева: В соответствии с действующим законодательством принудительный сбор денег в образовательных организациях не допускается.

Родители не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных организаций, в том числе и проведение текущего ремонта. Вместе с тем родители могут оказывать посильную материальную помощь, но исключительно на добровольной основе.

Катерина: Добрый день! Я учитель с почти двадцатилетним стажем. Одно время ходили слухи о том, что будут проводиться массовые сокращения в связи с новыми дорожными картами. Скажите, верны ли они? И по какому принципу могут сокращать учителей?

Елена Григорьева: Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.01.2014 на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования возложены полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях края посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами.

Департаментом образования и науки Приморского края для каждого муниципального образования были определены нормативы размера субвенции по каждому уровню образования:

согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» на 2013-2018 годы от 07.05.2014 № 142-ра норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории в 2015 году должен составлять в общеобразовательных организациях – 15,4 человека, в дошкольных организациях – 12,2 человека.

Муниципальным органам управления образования края неоднократно доводились нормативы размера субвенции с целью проведения разъяснительной работы с руководителями и педагогами образовательных организаций по вопросу оптимизации численности работников.

На основании действующего законодательства решение о проведении мероприятий по оптимизации сети муниципальных образовательных организаций принимает администрация муниципального образования в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой».

Согласно статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формирование штатного расписания, прием на работу и увольнение работников, заключение с ними трудовых договоров является непосредственной компетенцией руководителя образовательной организации.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

ИА "Дейта"
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика