18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения

Спрос на выпускников МГУ имени адмирала Г. И. Невельского превышает предложение


Ректор университета рассказал всю правду о том, почему так происходит

11 июня 2013, 14:10, Дейта. Менее чем через два года  исполнится 125 лет со дня основания одного из старейших на Дальнем Востоке высшего учебного заведения. Морской государственный университет, который является наследником Александровских мореходных классов, открытых во Владивостоке в 1890 году, таким образом,  моложе самого города всего на тридцать лет. На вопросы корреспондента ИА «Дейта» о нынешнем состоянии, планах и перспективах морского университета ответил его ректор Сергей Алексеевич Огай.

- МГУ им. адм. Г.И. Невельского готовит специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системе. Насколько в настоящее время востребованы такие специалисты? Возникают ли ситуации, когда люди не хотят идти на торговый флот? Вот, многие компании сейчас говорят о том, что специалисты им нужны, но люди не идут….

- Поясню, что в нашем университете примерно  половина учащихся – курсанты, обучающиеся «морским» профессиям – судоводители, механики, электромеханики.  Другая половина – студенты, которые по выпуску получают «береговые» специальности, но так или иначе связанные с морем. Так вот, что касается плавсостава, то такие специалисты полностью востребованы. Более того, в настоящее время спрос на таких специалистов превышает предложение, так что проблемы с трудоустройством выпускников сейчас нет.

- Где в основном трудоустраиваются выпускники вуза? Действует ли в университете программа по трудоустройству выпускников?

- В советское время существовала система распределения, согласно которой выпускники распределялись в соответствии с успеваемостью. Кто лучше учился, то попадал работать в более престижную организацию, например, в Дальневосточное морское пароходство. В наши дни сложилась  похожая ситуация, только приоритеты  несколько изменились.  Сейчас наиболее престижными считаются такие компании, как «Совкомфлот» – это грузоперевозки, связанные с нефтегазовым комплексом. Мелким судоходным компаниями моряки тоже всегда нужны, но они не могут конкурировать с крупными ни по зарплатам, ни по соцпакету. Крупные же компании могут позволить себе вести практически такую же кадровую политику, как в советские времена – вплоть до жилищных программ.

Для оказания помощи в трудоустройстве выпускников «неплавательных» специальностей в университете работает Центр содействия трудоустройству обучающихся и выпусников, организовывают конкурсы «Лучший выпускник», которые проводятся совместно с работодателями, участвуют в городской «ярмарке вакансий».

- Какими качествами должен обладать молодой специалист, чтобы попасть на работу в престижную компанию?

- Во-первых, это хорошее знание иностранных языков. Наши выпускники в обязательном порядке обучаются английскому, причем именно «морскому» английскому языку, и факультативно – японскому, корейскому или китайскому языкам. Затем, безусловно, это профессиональные компетенции. Ну и третий фактор – способность подолгу работать в специфических условиях морских рейсов. Поверьте, это не каждому дано. Но даже если у молодого специалиста не очень хорошо с английским, например, но он хочет сделать морскую карьеру, он может попрактиковаться в компании поскромнее, где он получит необходимый опыт, и в дальнейшем перейти на более престижную работу. Возможно, это не у всех получается, но если человек целеустремлен, то все получится. А моряк профессионально растет очень быстро. Капитаном можно стать уже через 8-10 лет после выпуска, если к этому стремиться.

- А что касается «береговых» специальностей? Ведь тех же юристов и экономистов во Владивостоке выпускают несколько вузов, в чем преимущества ваших выпускников?

- Здесь тоже необходимо пояснить. Наши основные «береговые» специальности так или иначе тесно связаны со сферой морского транспорта. Для примера можно рассмотреть наши специальности управленческого блока. Раньше эта специальность называлась УМТ (Управление морским транспортом), другими словами  – портовики. Это не просто управленцы – у них есть знания морских, портовых технологий. Востребованность  – сумасшедшая. Нам сейчас дают 50-60 бюджетных мест на специальность. Плюс от желающих учиться на коммерческой основе нет отбоя.

- Появились ли в университете какие-то новые специальности, необходимость в которых была продиктована временем?

- Например,  это комплекс специальностей в нефтегазовой сфере. А именно  «Эксплуатация морских нефтегазовых сооружений» и «Технологические машины и оборудование нефтегазовой обработки». Это специальности не геологические, они  очень близки нам, морякам, почему мы их и открыли и уже сделали несколько выпусков. Выпускники работают, в основном, на сахалинских газовых проектах. Востребованность, опять же,  огромная.

Еще одна востребованная временем специальность – морские экологи. Сегодня любые операции, связанные с деятельностью портов, судов, нефтяных и газовых платформ в обязательном порядке требуют обеспечения экологической безопасности. Так что отрасли нужны люди, которые во всем этом компетентны.

Отдельно я бы хотел отметить то, что в этом году мы сделали первый выпуск морских юристов. Почему мы за это дело взялись, ведь сейчас в стране, можно сказать, наблюдается переизбыток юристов? Дело в том, что в отрасли наблюдается огромная потребность в юристах со специализацией «Морское транспортное право». У обычных юристов все-таки не хватает компетенций, чтобы эффективно работать в этой области. Наши выпускники, кроме знаний в области права, получают знания в области теории и устройства судна, навигации, и других специфических областях, связанных с морским транспортом. Вот недавно на базе университета мы создали Центр по расследованию морских аварий и катастроф. Суть его работы такая – в присутствии курсантов и студентов производится анализ реальных аварий и катастроф, за одним столом сидят будущие юристы и будущие капитаны и учатся предотвращать такие ситуации и сводить к минимуму ущерб. Естественно, что юрист с такой подготовкой будет более конкурентоспособен при устройстве на работу в судоходных компаниях.

- А есть какие-то совсем новые специальности, которые вы запускаете в ближайшем учебном году?

-В этом году мы открываем несколько новых специализаций в области судоремонта. Эта отрасль постепенно  возрождается,  нужны специалисты, молодые люди видят в этом перспективу.

- Не секрет, что сегодня государство ориентировано больше на поддержку технических специальностей в вузах. Более того, Правительство регулярно заявляет о том, что нужно увеличивать количество рабочих специальностей и сокращать количество специалистов с высшим образованием. Вас не пугает такая перспектива?

- В 2000-м году правительством было приято пилотное в нашей отрасли решение организовать на базе нашего учебного заведения образовательный комплекс.  Речь идет о реализации системы непрерывной подготовки – то есть в одном учебном заведении должна быть обеспечена подготовка от матроса до капитана. На сегодняшний день такими комплексами являются практически все университеты, но мы были одними из первых. Сегодня составе МГУ имени адмирала Г.И. Невельского есть Морской колледж, Морской технологический колледж, Находкинский филиал, где идет подготовка судоремонтников, Амурский филиал на базе бывшего речного командного училища (среднее образование) в Благовещенске и Сахалинский филиал – Сахалинское высшее мореходное училище имени Гуженко в Холмске. Таким образом, на базе ранее существовавших учебных заведений создан комплекс по подготовке специалистов морских профессий начального (матросы, мотористы, повара), среднего (речные судоводители, судомеханики, судоремонтники)  и высшего профобразования.  Из всех наших выпускников примерно пять с половиной тысяч получают высшее образование (морские и береговые специальности) две-три тысячи среднее и пятьсот-тысяча человек - начальное профобразование.

- А почему же так мало начальной профподготовки?

-  Дело в том, что на начальную профподготовку пока нет госзаказа, в отличие от среднего и высшего образования, и на сегодняшний день такая подготовка осуществляется, фактически, из наших внебюджетных источников. Но ситуация меняется. Так, мы договорились с Сахалинской областью на получение муниципального госзаказа на подготовку специалистов рабочих специальностей на базе нашего Холмского филиала, и сегодня мы ведем аналогичные переговоры с администрацией Приморского края. Возможно, что в следующем году в рамках нового закона об образовании нам удастся посотрудничать.

- Кстати, какова позиция университета в отношении количества бюджетных мест в вузе?

- Большая часть наших учащихся обучается на бюджетной основе. Соотношение «бюджетников» и «платников» примерно 70 к 30. Это объясняется очень просто. Половина нашего контингента – это курсанты, включая учащихся наших филиалов, получающиx среднее профессиональное образование. Они учатся на полном гособеспечении, включая не только само обучение, но и проживание, питание, обмундирование. По сегодняшним временам это вообще фантастика – получить за государственный счет образование, которое позволяет рассчитывать на престижную работу. При удачном стечении обстоятельств, молодой специалист, скажем, судоводитель, с хорошим английским языком, с хорошей практикой, полученной в ходе курса обучения, может рассчитывать на зарплату до четырех тысяч долларов. Эта зарплата четвертого помощника капитана в крупных судоходных компаниях.

- Приезжают ли поступать в МГУ имени адмирала Г.И. Невельского из других регионов России? В чем Вы видите отличие Вашего вуза от других «морских» университетов страны? В чем заключается его уникальность?

- Сейчас в России работают три центра подготовки специалистов морского профиля. На северо-западе это Университет имени Макарова  (Санкт-Петербург), на юге Морской Университет имени Ушакова (Новороссийск), и на Дальнем Востоке это мы. Каждое из них «закрывает» свой макрорегион по подготовке кадров. Что же касается трудоустройства, то наши выпускники работают во всех регионах, так же как и в нашем регионе есть специалисты, получившие образование в  Санкт-Петербурге и Новороссийске. Таким образом, какой-то прямой конкуренции с другими морскими университетами у нас нет.

- Как строится сотрудничество МГУ имени Невельского с зарубежными вузами, фондами и организациями? Кто ваши партнеры?

- Не так давно мы впервые выпустили первых трех специалистов для Министерства морского флота Монголии. Как известно, у этой, казалось бы, абсолютно сухопутной страны есть свой морской торговый флот, свой морской регистр. Мы планируем продолжать с ними сотрудничество.  Но наиболее успешно складывается наше сотрудничество с Вьетнамом. Сейчас мы проводим подготовку группы специалистов для совместной российско-вьетнамской компании «Вьетсовпетро». Шесть человек уже заканчивают первый курс, еще шестеро заканчивают годичный курс русского языка перед началом собственно профессионального обучения. Кроме того, у нас есть совместная программа с Даляньским морским университетом. Там сейчас обучаются наши студенты экономического профиля, по окончанию обучения  получат два диплома – наш и китайский.

- Морской университет окончило много людей, ставших впоследствии известными в России и за рубежом - от Анны Щетининой до Сергея Дарькина. Кем из Ваших выпускников Вы особенно гордитесь?

- Недавно мы отыскали еще одного Героя Соцтруда, окончившего наш вуз. Теперь среди наших выпускников шестнадцать Героев Советского Союза и Социалистического труда.  Конечно, мы гордимся руководителями отрасли, которые учились в нашем учебном заведении. Это министр морского флота СССР Юрий Вольмер, министр транспорта России Николай Цах, министр транспорта России Сергей Франк, действующий руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Кстати, Франк, который сейчас руководит одной из самых успешных судоходных компаний  России «Совкомфлот», является главой  попечительского совета нашего вуза. Университет не имеет каких-то  особенных преференций от того, что наш выпускник занимает такую высокую должность, но этот факт, безусловно, повышает наш престиж.

-  Что касается престижа - одним из элементов, влияющих на престиж вуза, является форма одежды. В МГУ такая форма существует давно. Является ли ее ношение обязательным для всех? А для девушек?

- Для всех курсантов в учебное время ношение формы является обязательным, в том числе и для девушек.  Более того, эта форма предоставляется за государственный счет. Что касается студентов, то с недавних пор мы предлагаем им носить форму, отличающуюся от курсантов, на добровольной основе. И ее с удовольствием носят, как парни, как и девушки. В новом законе об образовании появились две очень важные для нас статьи. В них говорится о том, что учащиеся таких учебных заведений, как наше, должны иметь форму и обеспечиваться питанием. Пока не совсем ясно, как это реализовать, но мы над этим работаем. Я думаю, что с нового учебного года мы введем обязательное ношение формы для всех. И сделаем так, чтобы большая часть стоимости комплекта формы для студентов, так или иначе, дотировалась.

- И, в заключение, вопрос о морской романтике, а именно: куда в ближайшее время направится парусник «Надежда»?

- На сегодняшний день мы получили финансирование на восстановительный ремонт судна со сменой такелажа, который начнется в ближайшее время. Задача, которая нам поставлена министерством транспорта, и мы уже дали соответствующую заявку – принять участие в парусной гонке, которая состоится на Черном море в мае 2014 года. Ну и раз уж парусник отправится в такое дальнее плавание, то как-то не с руки ему возвращаться назад обратным курсом. То есть речь идет о кругосветке. Мы еще детали не прорабатывали, но после регаты в Черном море «Надежда» планирует пойти через Средиземное море в Атлантику, оттуда к американскому континенту и так далее. Скорее всего, в ходе плавания сделаем смену экипажа.

- Кстати, а как курсант может специально попасть в кругосветное путешествие?

- Специально никак, только если повезет. Морскую практику на «Надежде» у нас проходят абсолютно все курсанты. И в кругосветное путешествие пойдут те, чья практика, согласно учебному графику, придется на этот период.  Кстати, кроме похода «Надежды», у нас планируется еще одна интересная экспедиция. А именно, речь идет о проекте «Дальневосточный плавучий университет» на борту другого нашего учебного судна «Профессор Хлюстин». В экспедицию, начало которой запланировано на июль этого года, отправятся ученые Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, наши преподаватели и курсанты, а также студенты других вузов России. Они пойдут в район Новосибирских островов в Северном ледовитом океане, где проведут различные исследования. Эта экспедиция пройдет под эгидой Русского географического общества, один из ее «отцов» -  первый вице президент РГО Артур Чилингаров.  Задачей является мониторинг состояния атмосферы и океана, в том числе с помощью дистанционно управляемых подводных аппаратов. Так что морской романтики хватит всем.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика