18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
ОбществоПриморский край12 апреля 2012, 11:24печать

Сколько мигрантов осядет в Приморье после строек саммита?


Рейсы между Москвой и Владивостоком на две трети заполнены выходцами из стран ближнего зарубежья

12 апреля 2012, 11:24, Дейта. Министр регионального развития России Виктор Басаргин потребовал, чтобы все иностранные рабочие, занятые на стройках века во Владивостоке, были вывезены на родину не позднее 31 июля 2012 года.

В последний день июля прекращает свою работу специальный федеральный закон, регламентирующий упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы для строительства объектов саммита АТЭС. Основные подрядчики дружно пообещали освободить Приморье от своих иностранных рабочих.

Но, по традиции, всё красиво лишь в пресс-релизах.

Турецких и филиппинских строителей, безусловно, отправят. Организованными партиями они покинут Приморье, позабыв о здешних холодах с ветром, как о страшном сне.

А вот покинут ли добровольно Приморье гастарбайтеры из стран бывшего СССР? Большинство экспертов уверены: план по вывозу рабочих удастся выполнить в лучшем случае процентов на 40.

Сколько их?

Сколько их, мигрантов из стран бывшего Советского Союза, на территории Приморья, на самом деле не знает никто.

Имеющиеся цифры обрывочны и, увы, лукавы. Управление Федеральной миграционной службы говорит, что только в 2011 году на миграционный учёт в Приморье поставили 292 049 иностранных граждан - почти на 15 процентов больше, чем за аналогичный период в 2010 году.

В УФМС утверждают: лишь 30 процентов приезжих - официальные трудовые иммигранты, имеющие разрешения на работу: официальные приглашения от предприятий в рамках специальных квот, кого-то привозят в рамках специального федерального закона, позволяющего импортировать строителей для объектов саммита.

А вот те, кто в официальной статистике числятся туристами, вряд ли таковыми являются на самом деле. Значительная часть этих «туристов» обычно сразу оказываются за рулём нелегального таксомотора, в подсобке на рынке или в строительном вагончике.

Также напрасно думать, будто все мигранты пересекают границу легально и зарегистрированы в УФМС.

Медом намазано

Рост числа привлечённых мигрантов в 2011 году объясним - стремятся на заработки. Сложнее объяснить статистику нынешнего года. Основные объекты великих строек во Владивостоке почти завершены, а миграционный поток не прекращается. Даже становится полноводнее. Только в январе этого года в Приморье въехали 30 000 трудовых мигрантов. Чуть ли не половина из них родом из Средней Азии.

Почти все рейсы между Москвой и Владивостоком на две трети заполнены выходцами из стран ближнего зарубежья.

Пригласить легче, чем выпроводить

Когда на Сахалине в рамках проекта «Сахалин Энерджи» началось строительство завода по производству сжиженного природного газа и терминала отгрузки нефти, в небольшой городок Корсаков прибыли специалисты из Японии, США, Южной Кореи, Великобритании. Закончив стройку, все они отправились по домам.

По разным оценкам, из 4000 гастарбайтеров преимущественно из Средней Азии на Сахалине остались около полутора тысяч. И это несмотря на клятвенные заверения подрядчиков о том, что по истечении контракта всех работников вывезут.

Возвращаться назад согласились только те, кого сажали в самолёты чуть ли не насильно. Большинство из них к моменту завершения контракта уже перевезли на Сахалин свои многочисленные семьи.

Сейчас на Сахалине уже более 66 тысяч выходцев за стран бывшего СССР.

Кто они?

Сколько сейчас во Владивостоке мигрантов из ближнего зарубежья, не знает никто. Встретить на улицах столицы Приморья дворника с российским паспортом - задача теперь уже нетривиальная.

Чуть ли не половина водителей автобусов во Владивостоке - выходцы из бывших союзных республик. Про рынки и стройплощадки говорить даже не надо. Большинство нелегальных таксистов тоже с паспортами стран СНГ. Если ещё пару лет назад фраза «А дорогу покажешь?» для жителей Владивостока была диковинной особенностью московского быта, то теперь до половины владивостокских «бомбил» - тоже приезжие.

Когда-то среди объявлений в разделе «Сдам машину в аренду» можно было найти десятки предложений. Теперь все недорогие машины арендованы всё теми же «бомбилами» преимущественно из Средней Азии. Конкуренция такая, что на Светланской вечером за 10 минут к пешеходу подъедут пять-шесть рыдванов с вопросом: «Ехать надо?»

Сколько теряет экономика Приморья?

Местные интернационалисты (есть и такие) говорят, что насильно депортировать тех, кто приехал на заработки в Приморье, не стоит. Места в крае хватит для всех. Ведь живут же в провинции Хэйлунцзян 38 миллионов китайцев. А в Приморье постоянный дефицит рабочих рук.

Посчитаем. Общая стоимость объектов саммита - 663 миллиарда рублей. Или 22 миллиарда долларов. Обычно от 15 до 20 процентов - затраты на зарплату работников. Даже по минимуму  (10 процентов - огромные деньги)  - около двух миллиардов долларов.

Да, туда входят и зарплаты топ-менеджеров, и отечественных специалистов. И все равно зарплата гастарбайтеров - не менее 500 миллионов долларов.

Если бы их потратить в Приморье, они влились бы в экономику региона и начали  работать на благо края... Но тратить строителям форума особо-то и не на что. Жильё и харчи - казенные. На алкоголь и продажных женщин много не потратишь.

Гастарбайтеры большую часть заработанного отправляют на родину. По статистике Центробанка, ежегодно из России в страны СНГ переводят около 11 миллиардов долларов. Благодаря стройкам саммита АТЭС во Владивостоке ВВП некоторых среднеазиатских государств явно увеличился на пару процентов.

Кстати, таксисты-«бомбилы», подсобные рабочие на рынках, нелегальные бригады штукатуров, работники авторемонтов, автомоек и автостоянок налоги в местные бюджеты тоже не платят.

В целом гастарбайтеры тратят на себя не больше 30 процентов заработанного. Остальное шлют на родину.

Из экономики Приморья деньги, зарабатываемые мигрантами – и не важно, законными или незаконными, уходят безвозвратно.

Как выдворять?

 Сегодня только на Русском острове трудятся около 5000 иностранных строителей. В рамках правового поля у строительных компаний реальных возможностей отправить рабочих по домам попросту нет.

Милиция говорит, что готова посодействовать. Начальник Управления охраны общественного порядка УМВД РФ по Приморскому краю Эдуард Адамовский утверждает, что уже сегодня представители полиции готовы обеспечить сопровождение автобусов с иностранными строителями вплоть до посадки на борт самолета. В том числе и для того, чтобы «на имущество, жизнь и здоровье иностранцев, возвращающихся домой, не совершались криминальные посягательства».

Но как заставить рабочих сесть в тот самый охраняемый автобус, следующий в аэропорт? Особенно если учитывать, что ближе к финалу контракта строители начнут разбегаться с объектов, как зайцы.

Существует, конечно, и процедура административного выдворения иностранцев из страны. Но выдворить пятерых, к примеру, просто. А пять тысяч? А решатся ли силовики на силовые действия? С облавами, ОМОНом и резиновыми дубинками, необходимыми в этом случае фильтрационными лагерями и колючей проволокой?

Вряд ли такое кто-то в Приморье допустит. Тем более накануне саммита АТЭС. Попади подобные кадры в иностранную прессу, на деловой программе саммита можно будет ставить крест. И главной темой саммита станет вопрос соблюдения прав человека в России. Заверений российской стороны в том, что в США с нелегальными мигрантами обращаются не лучше, никто не услышит.

Всё это означает лишь одно – всех иностранных рабочих вернуть на родину не удастся. Уже сейчас в кулуарах говорится о том, что раствориться во Владивостоке могут до половины гастарбайтеров из Средней Азии.

Безопасность – превыше всего

До тех пор, пока гастарбайтеры компактно проживают на Русском, они не так заметны. В закрытых строительных городках легче поддерживать порядок.

Появление нелегальных мигрантов в большом количестве на улицах городов – это всегда опасно. Там, где появляются нелегалы, обычно отмечают рост количества преступлений, связанных с распространением наркотиков. А наркотрафик всегда соседствует со стрельбой и поножовщиной.

Стоит ли ждать подобного развития событий во Владивостоке?

Криминальная обстановка в Приморье и без того непростая. В прошлом году, к примеру, иностранными гражданами совершено 299 преступлений. Уже в этом году, с января по март, по данным УМВД по Приморскому краю, только во Владивостоке иностранцами совершено более 20 преступлений.

За последние две недели иностранные граждане минимум дважды попадали в полицейские сводки. В одном случае ударили ножом пожилого человека, в другом - совершили изнасилование.

Уже сейчас в милицейских кабинетах опасаются, что пресловутый «чуркинский маньяк» окажется мигрантом из ближнего зарубежья. Тогда избежать конфликта на национальной почве, скорее всего, не удастся.

Как Владивосток воспримет тот факт, что количество гастарбайтеров может сравняться с численностью коренного населения, прогнозировать сложно. Остаётся только надеяться на присущую приморцам терпимость. "Московский Комсомолец во Владивостоке"

 

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика