10 декабря 2016, суббота
ОбществоВ Мире12 апреля 2013, 07:24печать

Ученые оправдали лень генетикой

Оказывается, мотивация к выполнению физических упражнений записана в структуре ДНК

12 апреля 2013, 07:24, Дейта. Американские исследователи обнаружили, что мотивация к выполнению физических упражнений записана в структуре ДНК. Ученые провели эксперимент, который показал, что генетика может играть существенную роль в предрасположенности к лени.

Исследования, проведенные в США, показывают, что 97% взрослого населения Америки занимаются спортом менее 30 минут в день, что является минимальной рекомендованной нагрузкой для тех, кто стремится вести здоровый образ жизни.

Чтобы проверить, существует ли предрасположенность к физическим упражнениям, специалисты из Университета Миссури провели эксперимент на крысах. Они поместили животных в клетку с колесом для бега и наблюдали в течение шести дней, насколько охотно грызуны будут крутить колесо. Затем ученые отобрали 26 крыс, которые бегали больше всех по собственному желанию, и столько же животных, которые редко подходили к «тренажеру». После этого исследователи повторили эксперимент с животными, которые родились через десять поколений. Оказалось, что потомки «бегунов» в десять раз чаще принимались бегать в колесе, чем потомки ленивых особей.

Специалисты также изучили митохондрии (энергетические источники) в мышечных клетках крыс-бегунов и крыс-«домоседов» и провели глубокое секвенирование (молекулярный анализ) ДНК каждого животного.

«Мы обнаружили незначительные различия в составе тканей тела и уровне митохондрий в мышечных клетках животных. Но самое главное, что мы определили генетические различия между двумя категориями крыс, — рассказал один из авторов исследования, Майкл Робертс. — Из более чем 17 000 различных генов в одной части мозга мы идентифицировали 36, которые могут играть роль в предрасположенности к физическим нагрузкам».

По словам исследователей, их работа, возможно, станет важным шагом в определении дополнительных причин ожирения у людей и поможет разработать новые методы лечения этого заболевания.

«Исследование могло бы стать важным шагом в выявлении дополнительных причин ожирения у людей, особенно учитывая резкий рост детского ожирения в США. Было бы полезно знать, если у человека генетически отсутствует мотивация заниматься спортом, так как это может усугубить ситуацию», — считает соавтор исследования доктор наук Фрэнк Бус.

По словам врача-диетолога клиники «Медицина», члена национальной Ассоциации диетологов и нутрициологов Ларисы Мулык, уровень физической активности действительно может быть обусловлен генетически, как и предрасположенность к ожирению.

«Но для человека большое значение имеют образ жизни и воспитание. Если в семье культивируют правильное питание и активный отдых, то у ребенка сформируется потребность в физической активности в течение всей жизни», — считает г-жа Мулык. РБК daily