18+
10 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения

Приморцы пакуют чемоданы


Строить бизнес становится все труднее и труднее, хочешь что-то сделать — надо кому-то заплатить, хочешь принять участие в госзаказе — передай определенным лицам определенную часть активов

13 мая 2010, 10:10, Дейта. Пару лет назад оптимистам казалось, что участие в стройках объектов саммита АТЭС благотворно скажется на местном бизнесе. Надежды не оправдались. Прежние язвы лишь обнажились, а стимулов мириться с постоянным административным давлением у деловых людей становится все меньше. Раньше издержки жесткого делового климата компенсировались относительно высокой доходностью. Но в условиях глобальной депрессии доходы в большинстве сегментов рухнули. А внешнее давление — усилилось.

По официальным данным Департамента экономической безопасности МВД России, в 2009-м, т.е. в самый разгар кризиса, средний размер взятки в России достиг 27 тыс. руб., что почти в три раза превышает показатели того же периода годом ранее. При этом, по данным правоохранительных органов, с января по июнь 2009-го количество зарегистрированных фактов мздоимства выросло на четверть, до 4,9 тыс.

«Строить бизнес становится все труднее и труднее. Хочешь что-то сделать — надо кому-то заплатить, хочешь принять участие в госзаказе — просят передать определенным лицам определенную часть активов», — признался руководитель одной строительной фирмы во Владивостоке.

Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок: «По степени остроты проблема возможной бизнес-иммиграции сегодня действительно встала на первое место. Предпринимательское сообщество находится под постоянным гнетом. Причина этому — сильно возросшее в последнее время административное давление на бизнес, особенно на тот, у которого наблюдаются высокие денежные потоки. Причем давление это приобрело новые черты. Если раньше бизнес просто отнимали, то сейчас требуют долю. Очень часто в состав учредителей попадают «административные шаровики», которые результатом своей деятельности видят только изъятие прибыли. Не желая зарабатывать деньги для «чужого» дяди, многие предприниматели стали чаще задумываться о закрытии бизнеса, переезде в другие регионы страны или за рубеж».

Андрей Косолапов, директор Тихоокеанской управляющей компании, называет еще одну причину возможного оттока бизнеса: «Ключевая проблема — маленький рынок. На Дальнем Востоке есть Приморский и Хабаровский края, и собственно все: дальше, до Иркутской области — анклав в тайге. Крупному бизнесу просто негде «парковаться». Работает в основном малый. А чем малый бизнес занимался в Приморском крае? Автомобилями. Бизнес был весьма доходный как для частных лиц, так и для бюджетов различных уровней. Но вместо того чтобы отвесить низкий поклон за наполняемость казны, российское правительство решило избавиться от автодилеров. В итоге в Приморье им стало просто нечего делать. Люди понимают, что есть места, где можно жить значительно лучше. Может быть, это непатриотично. Но я такую позицию понимаю».

Падение потребительского спроса, административное давление, отсутствие доступа к оборотным средствам и кредитам на разумных условиях — эти и множество других обстоятельств привели к тому, что многие предприятия сегодня в лучшем случае работают «в ноль», в худшем — закрылись. По мнению аналитиков, в ближайшие годы в Приморье свернуть бизнес могут до тысячи компаний.

Куда податься?

Какие регионы рассматривают в качестве «тихой гавани» приморские предприниматели? «Глобальных направлений по большому счету два — Москва и Китай», — считает Косолапов. Российскую столицу выберут потому, что, во-первых, возможностей для самореализации там несоразмерно больше, во-вторых, в многомиллионном городе больше шансов остаться вне поля зрения ушлых чиновников. «Если во Владивостоке сразу замечают оборот в несколько сот тысяч долларов и приходят к тебе, то в Москве с такими объемами ты становишься всего лишь одним из многих. Найти иголку в стоге сена куда сложнее», — отмечает Терский.

Свои плюсы и у Китая. «Многие предприниматели уже иммигрировали из Приморья в Китай. Там они создают различные производства, главным образом, строительных материалов. Потом рассказывают, как там чиновники в ноги падают: «Ну наконец-то вы пришли. Мы вас поддержим, создайте только рабочие места», — рассказал Косолапов. — Один приморский матерый бизнесмен рассказывал мне историю, что вложил нескольких сот тысяч долларов (для него это копейки), но его обхаживали в Китае как олигарха».

Know how

Начинать работать с соседом можно по-разному, но мотивы перехода к «оседлой жизни» в Поднебесной у большинства бизнесменов схожи. Получить бизнес-прописку в Китае иностранная компания может многими способами, но основных два. Самый простой — регистрация представительства российской компании. Неудобство в том, что представительство не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность: ни принимать оплату от партнеров, ни заключать договоры от своего имени. Это вечный «нахлебник», получающий от своей российской материнской компании деньги на содержание, с которых к тому же отдает 10% в виде налогов в китайский бюджет. Многим предпринимателям такие правила не подходят. Но таким образом малый бизнес может заявить о себе на рынке в различных регионах Китая и решить текущие задачи: поиск поставщиков, контроль над качеством и отгрузкой продукции на китайских фабриках.

Еще одна форма присутствия чужеземцев в Китае — компания со 100-процентным иностранным капиталом. Главный плюс: полный контроль за своими инвестициями. Минус — подобные компании «поражены в правах» и не имеют возможности заниматься многими видами хозяйственной деятельности. «Проблемы также возникают с выводом образующейся прибыли, — говорит Косолапов. — Но все это компенсируется тем, что китайские власти зарабатывают на валютной разнице, а за налогообложением особо не следят. В итоге размещать там производство выгоднее. Я это прочувствовал на себе. Когда российские власти заговорили о таможенной либерализации, я подумал, что теперь можно производить автоматические выключатели и в России (до этого производство находилось в Китае). Перевел производство из Китая в Приморский край. Со временем мы даже добились той же себестоимости, что и в Китае. Путем сборки продукции в тюрьмах. Но я не учел одного — «серый» импорт». Он-то и задушил бизнес, убытки были колоссальные. Пришлось в итоге избавляться от производства: завод закрыли, помещение продали, а торговую марку ДЭК реализовали французам».

Александр Латкин, директор Института менеджмента, экономики и бизнеса ВГУЭС: «За последние пять лет отток предпринимателей из Приморья в Китай увеличился. И в принципе, наш бизнес может похвастать определенными успехами. Это видно хотя бы по тому, сколько ресторанов, кафе, гостиниц называются по-русски. Приживаются наши и в Республике Корея: достаточное число людей работают там экономистами и финансистами». Не сбрасывают со счетов приморские предприниматели и Таиланд, где делать бизнес намного комфортнее, чем здесь. Пример Олега Тена, бывшего генерального директора, а потом арбитражного управляющего ОАО «Приморрыбпром», красноречиво это доказывает. Тен весьма успешно занимается на Пхукете строительством коттеджей элит— и эконом-класса. Некоторые приморские VIPы ходят у него в клиентах.

Не в бизнес, так в госсекретари

Любая азиатская страна встречает иностранных инвесторов тепло, но требует неукоснительного соблюдения установленных правил. Но это полбеды. Часто серьезная проблема — негативное отношение к «понаехавшим». При бизнес-иммиграции естественное различие менталитетов между своими и чужими никто не отменял. Отношения с государственной властью и местным деловым сообществом могут оказаться — и, скорее всего, окажутся — весьма непростыми. Например, в Японии. По словам Хироси Ямамото, директора «Японского центра во Владивостоке», российскому предпринимателю в Японии потребуются особая виза, разрешение на финансовую деятельность, знание местных традиций и уклада бизнеса, субординации и, естественно, рынка. По сути, овладеть этими специфическими знаниями может только человек, долго живший в Японии. Поэтому западная индустрия, как правило, идет по пути франчайзинга либо партнерских проектов. «Выйти на рынок Японии весьма тяжело, если нет партнера с японской стороны», — говорит Ямамото.

Александр Шахов, директор Ardis Japan Co., Ltd: «Свое представительство в Японии мы открыли недавно. Для этого пришлось задействовать связи нашего японского партнера, поскольку японский рынок весьма закрыт, а сами японцы достаточно ревностно относятся к любым мероприятиям, связанным с денежными потоками. Но нам надо было туда зайти, так как у нас помимо леса и морепродуктов есть продукция, которая будет востребована на внутреннем рынке Японии». «США — это страна возможностей. В Америке существует огромное количество примеров, когда иммигранты в первых поколениях добивались успеха в самых разных областях — от торговли и сферы услуг до владения телевизионными корпорациями или организациями в области высоких технологий, — отметили «К» в Генеральном консульстве США во Владивостоке. — Некоторые ограничения существуют, главным образом, в области работы в государственных учреждениях. Например, чтобы стать работником госдепартамента, надо быть гражданином США. Но, став гражданином США, иммигранты могут сделать великолепную карьеру и на государственной службе. Знаменитый госсекретарь Генри Киссинджер — лучший тому пример (немец по национальности, при рождении носил имя Хайнц Альфред Киссингер)». «Конкурент»

ИА "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • Flash11:20, 13 Мая 2010
    "арт- подготовка" перед сдачей проекта "китайское приморье"
  • Flash11:25, 13 Мая 2010
    ну либо второй вариант - на кой нужно масскфе конкуренция? ща мы тут всех загнобим и придем не тепленькие места (эта тактика стара как мир).
    ps: и о других вариантах можно поразмыслить, хотя пища для ума может являться целью таких вот статей, мол типа подумайте об этом, а мы провернем что- нить эдакое (дай человеку малое, чтобы забрать всё).
  • Олег11:41, 13 Мая 2010
    основное верно- душат по всем направлениям, непонятно одно- к 2012 кого доить будут органы? узбеков что- ли. .
  • Олег11:51, 13 Мая 2010
    основное верно- душат по всем направлениям, непонятно одно- к 2012 кого доить будут органы? узбеков что- ли. .
  • Михасик15:25, 13 Мая 2010
    логично подумайте люди! президент строит здесь резиденцию, стекается куча москвичей, ими же захватывается местный бизнес, по ходу пытаются сделать вторую москву, только в миниатюре, поэтому нас местных и выживают с насиженных мест, чтобы свою задницу потеплее усадить. вкинув сюда столько бабок на саммит, нет смысла красивый город оставлять каким- то дальневосточникам, сами здесь жить будут. и у них это очень получается, столько бизнесменов и простых людей покинули город, что не какая статистика не срастит и поток увеличивается, куда и я вступаю. пусть давятся чиновники, а мы в другие страны погнали.
Читать все комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика