18+
12 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
ОбществоИнтервьюВ России14 ноября 2011, 14:56печать

Крестить в России будут по новым правилам


К святому обряду допустят не всех

14 ноября 2011, 14:56, Дейта. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило проект документа "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви".  Согласно нему  скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. 2-3 беседы должны будут пройти  все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет.  Новые. Пока только готовящиеся правила, их смысл и значение прокомментировал «Российской газете» известный богослов протодиакон Андрей Кураев.

РГ: 20 постсоветских лет Церковь жила "с открытыми вратами". В советское время человек, пожелавший креститься, допускался  к крещению сразу. Поскольку религия была гонима, само желание креститься требовало личного мужества и было, как правило, нравственно и духовно обеспеченным выбором.

Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, не надо идеализировать тех, кто крестился в советский период. Изрядная часть делала это из соображений суеверных,  кто-то таким образом искал свою национальную идентичность, кто-то крестился под давлением старших поколений своих родных, кто-то по настоянию нянек и кормилиц, говоривших: я с "нехристем" сидеть не буду.

РГ: Но для многих это становилось потом дорого...

Кураев: Далеко не для всех. И не надо идеализировать отношение батюшек той поры к крестящимся. Многие из священников были очень рады, что от них не требуется никакого рассказа об их вере. А иногда складывалось такое впечатление, что священники были просто не в состоянии это рассказать. В те времена в нескольких западно-украинских селах священничество стало "отхожим промыслом". Сотни парубков разъезжались по всему Советскому Союзу  священниками и, служа где-нибудь в Архангельской области,  по-русски говорили с большим акцентом. В советское время были идеологически и психологически комфортные условия для священников. Когда кончились репрессии лишь за то, что ты называешься священником или христианином, советское время стало очень комфортным временем для ленивых батюшек. Репрессиям в поздние советские времена подвергались только те, кто сопрягал рассказы о древних библейских историях с современной жизнью и  политикой. Да были священники вроде отцов Александра Меня или Димитрия Дудко, для которых учение было их стихией, но было немало и таких, чье сердце совершенно не скорбело от того, что они не могли рассказать людям  о Христе и Евангелии и подготовить их к Крещению. Учить внутри Церкви - это требует поиска, творчества,  и далеко не все к этому готовы, и  не всем это нравится

Изрядная часть священников послевоенной формации просто не имело никакого профессионального образования, ну может 1 из 10 -семинарское, и не более того. Еще когда Петр I заставил священников "учиться и учить", это далеко не всем понравилось. А когда советская власть это запретила, стало намного "комфортнее".

РГ: И вот при входе в Церковь ставится некий "фильтр". С одной стороны ясно, что это надо сделать, потому что люди могут приходить  креститься и по поверхностным мотивам и с минимальными обязательствами, но с другой  стороны есть и опасения

Кураев:  Решение Патриарха ввести катехизацию при крещении встречает огромное сопротивление. Но именно в поповской среде, а не в кругах нецерковных. И потому что беседы с людьми это дело не доходное, за это не платят. И потому что здесь ты не можешь спрятаться за великие святые слова. Ведь когда я служу по служебнику, я произношу великие слова, не мною придуманные, а созданные гениальными  святыми как Иоанн Златоуст. И интеллектуальная и духовная  убогость произносящего эти слова "прячется"  за ними. А живое собеседование с людьми может это обнаружить.

РГ: Вы уверены, что введение катехизаторских бесед обнаружит и обличит убожество? А если оно добавит ему торжества? У меня, как у человека 20 лет ходящего в церковь, есть опасение, что это, может, наоборот,  нарастить церковную бюрократию. У человека душа просится к Богу, а его встречает  молодой парень в 2 раза моложе, в 3 раза менее образованнее, но в 7 раз самоуверенее в своем образовании, в 5 раз  менее опытнее ( и бытийно, и психологически), но он мгновенно, по русской традиции, становится в излюбленную позу цензора и начальника "от Бога".  И будет с молодой сытой самоуверенностью спрашивать обожженного горем или запутавшегося в жизни человека: "А что значит "паки и паки"?"

Кураев: Я думаю, что это тот  случай, когда риски и опасности ( а вы их правильно перечислили,  и еще далеко не все) высоки. Но если  не делать этого, риски будут еще больше. Когда священник говорит человеку: прежде чем креститься вам надо прийти на беседу 2-3 раза, а может быть и больше ( мы еще точно не знаем, какой будет  форма катехизации), здесь уже возможен некий отсев.  Если ты, собираясь быть христианином, не готов ради этого прийти и послушать о Христе, значит ты профанируешь Таинство. Значит на самом деле ты неверующий человек, твое сердце не тоскует о Христе и не желает  за него ничего претерпеть. Это уже сам по себе неплохой фильтр, и не на проверку библейской эрудиции, а на  установку воли человека.

РГ: Не будут ли "эксперты" смешны и слабы?

Кураев: Ну, надо их готовить. Ситуация такая: надо перед Церковью поставить задачу, Патриарх ее ставит. Ну нельзя готовить священников только исправления служб. В церкви за последнее время появилось немалое количество более образованной молодежи, у них нет призвания идти по пути священства, но служить - вере, людям - они хотят. И вот есть два вида служения, которые предлагает Церковь и Патриарх. Первое - милосердное, второе - катехизаторское.

РГ: И туда набьются выпускники катехизаторских факультетов богословских вузов?

Кураев: Думаю, да. Для них это и  вопрос обретения себя. Знаете, бывает очень больно слышать людей, получивших в былые годы богословское образование, но оказавшихся невостребованными в  структурах, которые сложились в предыдущие годы.

РГ: Но все-таки самое главное, что происходит с человеком внутри его веры и Церкви, это -  покаяние, метанойя, изменение ума. Не будут ли люди, идущие в Церковь креститься как раз с самым драгоценным - вот с этим зерном покаяния - спотыкаться об этот порог? Очень интересны те задачи, которые ставит перед Церковью Патриарх Кирилл, но масштаб задач не должен лишать нас трезвости взгляда. Всякое наращивание институциональности в русской культуре, в том числе и православной не поставит ли под угрозу самое главное - внутреннего человека?

Кураев:  Любой пастырь или Собор скажет, что есть правило и оно должно быть предъявлено и Церкви и обществу. Есть евангельское установление, Христос сказал: учите и крестите. Но, естественно, при этом все понимают, что могут быть исключительные ситуации.  Они могут быть  и внутренними, психологическими. Если пастырь поймет, что вот  этот человек сегодня днем стоял перед выбором "или в купель или под поезд?", ну, конечно,  тут не до катехизации. Если он увидит, что  этого человека раньше миссионера Ангел коснулся, и в нем уже проснулся Алеша Карамазов, и его не надо тащить через все формальности, то тогда " Вот вода, что мешает мне креститься?" - как сказал апостолу один африканский вельможа.

В случае жизненных сложностей,  а также случаев, когда человек уходит в армию, уезжает в длительную зарубежную командировку, могут быть исключения. Естественно, все эти исключения будут проговорены во время обсуждения правил. Но если священник решает, что вот этому человеку  сейчас он разрешает креститься без катехизации, мне кажется, он все-таки должен подать епископу объяснительную записку, в которой он бы объяснил свою интуицию и свое решение. Не знаю, примет ли такое решение Собор, но мне бы хотелось, чтобы Собор составил список исключений из правил обязательной катехизации. И чтобы этот перечень был гласным и "закрытым", не в смысле  секретным, а по возможности исчерпанным. Чтобы, глядя в него, не сказали: "Аще настоятель будет уставший, то крестим без катехизации".

РГ: За этими правилами скрывается желание поправить церковные нравы?

Кураев:  Много чего скрывается. Но самое главное появится катехизация и появится сознательное членство в Церкви.

РГ: Количество крестящихся уменьшится?

Кураев: Конечно! Уменьшатся и доходы. Это важно, и церковь идет на такую жертву. Сейчас многие обвиняют Церковь в том, что она охотится за деньгами,  но вот вам решение, которое уменьшит доходы. Но что это может дать в будущем? Другое пребывание в церкви -  более сознательное. И тогда появится надежда на возрождение общинной жизни. Как я понимаю, патриарх Кирилл ставит задачу построить властную вертикаль среди епископов. Но при этом и " понуждается  демократия" снизу. Я очень надеюсь, что результатом такого сознательного членства в Церкви станет поименное членство в приходах.

РГ: То есть, я не смогу зайти в любой храм, опаздывая на службу после встречи Патриарха с Президентом, а должна обязательно ехать в " свой"?!

Кураев:  Нет, можете идти в любой, никто вас не выгонит. Но у вас появятся полномочия в том храме, прихожанкой которого вы официально являетесь. Вы сможете принять реальное участие в выборе церковного совета, вы будете выбирать депутатов на епархиальное собрание, на Поместный Собор.

РГ: Надеюсь, это будет не по месту прописки?

Кураев: Это будет по месту вашей "духовной прописки". Какой храм вы считаете своим, тот и будет вашим храмом. Правда, Межсоборное присутствие еще ничего определенного по этому поводу не говорило, но, как я понимаю, логика должна быть такой.  Потому что пока у нас нет такого поименного фиксированного членства в приходе, любые попытки собрать серьезный Собор с участием мирян превращается в некую профанацию. Летом мы это наблюдали на Украине, когда неожиданно за одну неделю был собран … Поместный Собор.

Как правильно креститься по новым правилам?

Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.

1.    В церкви должны проводиться огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;

2.    беседы с лицами, желающими вступить в брак;

3.    занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;

4.    библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;

5.    работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;

6.    духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;

7.    вестись разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.

Конечной целью оглашения является воцерковление - вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

Оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения:

•    Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

•    После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.

Справка "РГ". Что по новым правилам должны знать родители и крестные родители, если крестится ребенок до 12 лет?

При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.

Что лучше взять с собой на крестины?

•    Крестик для крещаемого

•     Документы

•     Простыню или большое полотенце

•     Крестильную рубашку для крещаемого

•    Особый настрой души на то, что происходит что-то важное

ИА "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • балбес 21:20, 14 Ноября 2011
    кому нужна эта платная вера? чтоб верить в бога я должен отстегивать попу? вплоть за брошюрки которые выдают на так называемой беседе с батюшкой, спасибо огромное но я в него без помощи лицемеров верю и платить за то что мне разрешат посещать церковь не собираюсь. . .
  • Sag21:27, 14 Ноября 2011
    А отпечатки пальцев этим долбанутым попам не надо оставлять. Самый отвратительный вид бизнеса, это религия.
  • Жинжиг21:29, 14 Ноября 2011
    Давно пора спалить живьём всех поп и попиков.
  • Зорро21:34, 14 Ноября 2011
    Это когда Иисус говорил о посредниках для общения с Богом ?
  • e[j[[j21:36, 14 Ноября 2011
    Эко. . . бизнесмены барадатые. . . . . все на деньги. . выгодно не выгодно. . . ХитроПОПые. . . хитропопы.
Читать все комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика