27 апреля 2017, четверг
ОбществоВ Мире14 декабря 2012, 22:47печать

Ученые утверждают, что обнаружили "ген бессмертия"

Гипотеза о теоретическом бессмертии гидры была выдвинута еще в 19-м веке

14 декабря 2012, 22:47, Дейта.

Немецкие ученые считают, что пресноводный полип гидра бессмертен благодаря наличию особого «гена бессмертия», сообщают «Новые известия».
Гипотеза о теоретическом бессмертии гидры была выдвинута еще в 19-м веке. В 1997 году она была доказана ученым Даниэлем Мартинесом. Его эксперимент, длившийся около четырех лет, показал отсутствие смертности среди трех групп гидр вследствие старения. «Бессмертность» гидр напрямую связывали с их высокой регенерационной способностью.

Немецкие исследователи из университета имени Христиана Альбрехта полагают, что секрет долгожительства маленьких обитателей речного дна таится в гене FoxO. Этот ген, связанный с регулированием процесса старения, есть также и у человека, поэтому научные изыскания ученых вызвали большой интерес.

Исследователи рассмотрели несколько модификаций гидры с различными уровнями генов FoxO — нормальным, неактивным и повышенным, сообщает РБК Daily.

«Когда мы сравнивали активность генов в разных линиях стволовых клеток гидр, то обнаружили, что во всех трех линиях сильно активен ген FoxO. Если его включить еще сильнее (сделав трансгенных зверей с дополнительной копией гена FoxO), то стволовые клетки начинают делиться еще больше и активнее. Ну а если этот ген «выключить», гидры начинают размножаться гораздо медленнее и у них происходят изменения в иммунной системе, то есть вещи типичные для стареющих организмов. Получается, что ген FoxO важен для поддержания стволовых клеток в активном здоровом виде у всех животных. Наша работа объясняет молекулярный механизм того, почему гидры могут жить вечно. И это действительно большой шаг в понимании процессов старения», — рассказал профессор Зоологического института при Кильском университете им. Христиана Альбрехта Константин Халтурин.

В ходе экспериментов над гидрами генетики сделали вывод, что ген FoxO поддерживает стволовые клетки в активном состоянии, за счет чего постоянно обновляются ткани организма. Как предполагают ученые, похожие процессы происходят и в организме человека. Например, известно, что у долгожителей ген FoxO остается активным даже после того, как они перешагнули столетний рубеж.

По словам Константина Халтурина, теоретически существует возможность менять активность генов с помощью лекарственных препаратов. FoxO — это транскрипционный фактор, который регулирует активность других генов, и, если найти химическое вещество, которое может влиять на активность самого FoxO, можно будет поддерживать активность стволовых клеток на высоком уровне и таким образом продлевать жизнь.
USD:55.8556.31