3 декабря 2016, суббота
ОбществоВ Мире15 февраля 2008, 08:25печать

Ученые обнаружили самого маленького ящура

Палеонтологи из Китая и Бразилии обнаружили в провинции Ляонин (Северо-Восточный Китай) хорошо сохранившийся окаменелый скелет птеродактиля размером с воробья.
Птеродактиль "тайный летающий обитатель лесов", как его называют ученые, является самым маленьким из всех найденных до сих пор в мире лесных птеродактилей.

Работа группы ученых из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии при Китайской академии наук и из Федерального университета Рио-де-Жанейро опубликована в интернет-версии журнала "Слушания Национальной академии наук".

Жило это миниатюрное существо примерно 120 млн лет назад и размах крыльев у него составлял всего 25 см. "Хотя найденный птеродактиль оказался слишком мелким... мы все же считаем, что он - прародитель гигантских птерозавров", - сказал Ван Сяолинь, руководитель группы, в которую входят еще один китайский ученый и два бразильских.

У беззубого "лесного отшельника" длинный и узкий клюв и большие глазницы. До этого ученые обнаружили в Германии зубатого птерозавра с размахом крыльев в 18 см. Однако, по мнению ученых, эта особь не выжила после того, как вылупилась из яйца.

Китайские и бразильские ученые отмечают, что изучаемый ими экземпляр является "птерозавром-подростком", уже умевшим летать. Необычный мелкий птеродактиль питался насекомыми.

Ученые надеются, что изучение новой находки поможет им лучше понять биологию птеродактилей, обитавших на континенте.

По мнению авторов работы, данное существо открывает новую главу в эволюции летающих рептилий. Птеродактили представляют собой первый вид пресмыкающихся, способных летать по воздуху.

Птеродактили господствовали в небе в период мезозоя в течение 160 млн и более лет. Ван Сяолинь вместе с коллегами начиная с 2000 г. уже обнаружили в западной части провинции Ляонин и соседних районах несколько разновидностей птеродактилей. "Судя по всем найденным экземплярам, западная часть провинции Ляонин является родиной представителей нескольких надотрядов птеродактилей", - сказал Ван Сяолинь.