5 декабря 2016, понедельник
ОбществоВ Мире15 мая 2012, 15:04печать

Ученые выяснили, почему сперматозоиды "пролетают" мимо цели

По мнению специалистов, все зависит от способа навигации

15 мая 2012, 15:04, Дейта. Группа ученых из Уорвикского и Бирмингемского университетов попыталась выяснить, почему из миллионов сперматозоидов, попадающих в женские половые пути во время эякуляции, лишь нескольким десяткам удается достичь яйцеклетки.

В результате проведенных экспериментов обнаружилось, что все зависит от способа навигации - большинство сперматозоидов двигаются не по центру, а "от стенки к стенке" и их заносит на виражах. Работа опубликована в онлайн-версии журнала Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Известно, что для того, чтобы добраться до яйцеклетки, сперматозоидам необходимо пройти по узким, извилистым, наполненным вязким секретом каналам. В ходе экспериментов исследователи с помощью шприца "запускали" мужские половые клетки в специально созданный лабиринт микро-каналов и наблюдали за их поведением.

Выяснилось, что сперматозоиды, вместо того, чтобы перемещаться наиболее быстрым способом, по центральному сечению канала, чаще всего делают это способом "от стенки к стенке". То есть они движутся всей "толпой" вдоль стенок канала, а достигая места изгиба, когда направление движения резко меняется, под разными углами врезаются в противоположную стенку и, зачастую, друг в друга, чтобы затем "отлететь" в обратном направлении. Все это напомнило авторам работы участников автогонок.

"Я не мог удержаться от улыбки, наблюдая, как сперматозоиды регулярно заносит на виражах, после чего происходит лобовое столкновение с противоположной стенкой", - цитирует The Daily Mail одного из авторов исследования, доктора Питера Денисенко (Peter Denissenko) из Уорвикского университета. Такой метод передвижения выводит по дороге из строя большую часть мужских половых клеток. До места добираются лишь те, кто смог без потерь преодолеть лабиринт, либо все-таки двигаясь по серединному руслу канала, либо успешно "выруливая" на виражах.

По словам другого автора, доктора Джексона Кирман-Брауна (Jackson Kirman-Brown) из Бирмингемского университета, предыдущие исследования их группы показали, что на успешность продвижения каждого отдельного сперматозоида определяющее влияние оказывает также форма его головки. Совокупность этой информации и результатов последнего исследования позволит, полагает Кирман-Браун, по-новому взглянуть на методы отбора мужских половых клеток при искусственном оплодотворении.

Ранее ученые выяснили, что ультразвуковая волна, направленная на мужские яички, способна приостановить выработку сперматозоидов, объявили исследователи, разрабатывающие новый способ контрацепции.Использованы материалы Korrespondent.net