18+
10 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ОбществоВ России15 ноября 2011, 09:40печать

Эксперт: Наказание за нарушение ПДД не должно доходить до идиотизма


Нынешняя ситуация, когда за выезд на встречную полосу предусмотрено только лишение прав, создает питательную среду для коррупции. У человека нет вариантов даже при незначительном заезде

15 ноября 2011, 09:40, Дейта. Неожиданное предложение родилось в недрах Ассоциации юристов России: детально прописать все случаи нарушения правил дорожного движения.

По мнению представителей ассоциации, в законе надо обязательно предусмотреть, что "чуть-чуть не считается", пара колес на запретной территории не всегда грех. Да и выезд целой машины на встречную не всегда так опасен, как представляют автоинспекторы.

Как считает член правления ассоциации юристов России, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров, для справедливого применения норм и минимизации возможности манипулирования нормой в любом законе важна детализация, ведь дьявол как раз и кроется в деталях.

В целом предлагается ввести гибкую систему наказаний, предусматривающих в том числе вместе с мягкими штрафами лекции по безопасности дорожного движения для водителей-нарушителей. Такая практика, кстати, была в советские времена. А для тех водителей, кто долго не садится за руль, быть может, будет не лишним ввести переподготовку.

Идея прописать до мелочей все случаи водительской жизни, особенно связанные со встречной полосой, прозвучала в ходе обсуждения нового документа минюста, касающегося, правда, несколько других вещей - более общих.

Сейчас ведомство разрабатывает масштабный проект концепции взаимодействия государства и общественности в сфере борьбы с коррупцией.

Однако, что обычно приходит на ум в первую очередь, когда говорится о проблеме взяток? Почему-то - дороги.

Как ожидается, принятие концепции может повлечь большие перемены и в жизни, и в законодательстве. Моделировать, для предупреждения, коррупционный элемент необходимо при формулировании каждой нормы, предполагает Дмитрий Позоров.

- Нынешняя ситуация, когда за выезд на встречную полосу предусмотрено только безапелляционное лишение прав, создает питательную среду для коррупции, - сказал "РГ" член правления Ассоциации юристов России, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров. - У человека нет вариантов даже при незначительном заезде. А инспектору в таких условиях проще требовать взятку, мол, или плати, или будешь ходить пешком.

По его словам, исключительную меру для водителя за выезд на встречку - лишение прав - ввели несколько лет назад исключительно по управленческим соображениям: власти хотели снизить аварийность. Это очень важно. Но про системность и многое другое забыли.

- Дальше начались суды. Сформулировали политику - жестко наказывать, и суды стали автоматически отбирать права. Не важно - на миллиметр заехал на встречную полосу или полностью, - говорит Дмитрий Позоров. - Была установка - повлиять на ситуацию. Хотели напугать всех, чтобы не выезжали на встречную. Но получилось, что под это наказание попадают и водители, совершившие незначительные преступления, а вовсе не отмороженные лихачи.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за 6 месяцев этого года за выезд на встречную полосу были наказаны 91 тысяча 472 человека. Из них лишены прав были 85 тысяч 52 человека. Кроме того, 6 тысяч 416 нарушителей были оштрафованы (штраф предусмотрен, если выезд на встречную зафиксировали видеокамеры). Еще 4 (четыре!) счастливчика отделались предупреждением. Интересно, все ли лишенцы ставили под угрозу свою и чужие жизни? Или кто-то просто оказался в неудачное время на неудачной полосе?

- Должна быть жесткая реакция на абсолютное правонарушение, - говорит Дмитрий Позоров. - Летишь по встречной полосе, обгоняешь пробку, просто лихачишь, должна быть серьезная кара. А заехал случайно на 5 сантиментров - ничего страшного. На полметра - большой штраф. И так далее.

По его словам, когда никто никуда не несется, но по каким-то причинам заезжает на запретную полосу, скажем, запутавшись в развилках на дорожной развязке, это обычная ошибка. Например, если это не магистраль, а дворовая территория.

- Добросовестный чиновник должен учитывать элемент случайной ошибки, - говорит представитель АЮР. - Если же у человека ряд одинаковых нарушений, здесь уже надо делать выводы, это не случайно, а закономерно. Но реакция должна быть адекватна созданной гражданином той или иной ситуации. Если ситуация не опасна, не должно быть чрезмерных наказаний. Инспектор ДПС, по сути, должен защищать других граждан от посягательства на их право - ехать по своей полосе свободно и безопасно. Это принципиальный момент: он не государство защищает, не формальную норму, инспектор ради нас стоит на дороге. Такое применение норм безопасности нам не добавляют.

Исправить ситуацию и на дорогах, и в борьбе с коррупцией в целом, по мнению правоведов, должен комплексный и системный подход. Не просто прописывать наказания, ловить взяточников, но вводить эффективные механизмы. Одна из идей - ввести переподготовку для водителей, которые долго не имели практики. Доказать, что человек не ездил, теоретически нетрудно: нет полиса ОСАГО, значит, за руль не садился. Но доказывать это должен не сам водитель, а инспектор. К тому же сама по себе мера не заработает, если не побороть коррупцию. Иначе получится еще одна кормушка: можно будет просто откупиться и не ходить на курсы. Так что такая новация возможна только в связке с другими изменениями. Другое предложение - вернуть систему курсов безопасности для водителей-нарушителей. Такая практика была в советские времена.

Мнение экспертов

В полиции считают, что всех правонарушений, которые закладываются общей нормой, - не предусмотришь. В Германии одна система законодательства - в России другая. В рамках нашей системы такое не возможно.

Статья 12.16 КоАП - нарушение требований дорожных знаков. По немецкой системе потребуется расписать каждый дорожный знак. Есть общие нормы кодекса, которые предусматривают порядок взыскания. Исходя из этих норм, должностное лицо или судья принимает соответствующее решение. Если расписывать все ситуации, потребуется создавать специальные квалификации. Если сейчас пять частей, то их будет 25.

Статья 12.21 - перевозка грузов. Последняя часть - общая норма - нарушение правил перевозки за исключением случаев, предусмотренных предыдущими статьями. А если открыть правила перевозки - там такое количество требований, что встает вопрос: зачем расписывать все эти 48 пунктов.

Поэтому законодатель пошел по другому пути. Какие-то нормы выделены в отдельные статьи. Но прописать каждую дорожную ситуацию - невозможно.

Как у них

В Германии на все случаи водительской жизни предусмотрен один закон "О дорожном движении". В нем прописано не только, как водитель должен себя вести в той или иной ситуации, но и чем он ответит за нарушение правил. В нем учтены совершенно различные ситуации. Скажем, в одном случае за поворот через сплошную - один штраф, в другом случае - уже другой. Таким образом, ни у сотрудников полиции, ни у судей не возникает вопросов, по какой статье квалифицировать то или иное нарушение.

А если вдруг такие вопросы возникли, то решение, принятое судом, будет внесено в этот закон. По сути, это прецедентное право. Ситуаций на дорогах великое множество, поэтому и сам закон - огромный талмуд. Вряд ли обычному водителю под силу выучить его наизусть. На случай споров есть адвокаты.

Как вам это

Владимир Соловьев, телеведущий:

-Инициатива не лишена смысла, потому что там, где есть "вилка", там всегда остается возможность не за дорого уйти от ответственности. Но с другой стороны, зачастую судья должен вникнуть, либо полицейский должен иметь возможность оценить на месте, что произошло и, возможно, ограничиться предупреждением.

Ни один жестко прописанный регламент не может учесть все происходящее в жизни. Можно более четко прописать, какое наказание за что, но от "вилок" нам все равно не уйти. Иначе это будет напоминать известный анекдот, когда девушка приходит к священнику на исповедь и говорит: я поцеловалась с молодым человеком. Священник в ответ: прочти "отче наш" и два поклона. Приходит другая - хотела поцеловаться. Священник: не морочь мне голову. Иди, поцелуйся, а потом "отче наш" и два поклона.

Не должно доходить до идиотизма. «Российская газета».

ЭПИ "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • Vaiserus09:54, 15 Ноября 2011
    В МВД план Путина бесплатно распредиляется . Требуй с каждого полицая свою дозу плана Путина
  • неедрос11:42, 15 Ноября 2011
    Едросовская страна воров и взяточников. . . .
  • odin11:45, 15 Ноября 2011
    "судья должен вникнуть" Ну это врядли. Гражданин исполняющий судейские обязанности никому ничего НЕ ДОЛЖЕН. Правда и ему никто ничего не должен, а они (судейские) иногда узнают об этом слишком поздно. . . .
  • дядюшка По12:21, 15 Ноября 2011
    А ещё возобновить промилле, внедрить лигрыло, соразмерить с таксой!
  • Зеркало12:24, 15 Ноября 2011
    в первую очередь жесткие меры должны снизить аварийность, а если ты нарушил - плати! хоть что-то должно останавливать [***], которые в лобовую едут!
Читать все комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика