8 декабря 2016, четверг
ОбществоВ Мире16 августа 2011, 09:19печать

Две планеты столкнулись во Вселенной

Один объект врезался в другой, заставив его кору и внешнюю мантию "ссыпаться" на звезду

16 августа 2011, 09:19, Дейта. Астрономы обнаружили следы столкновения двух подобных Земле планет у звезды, расположенной в 30 световых годах от нас в созвездии Геркулеса, сообщает издание ScienceNOW, сообщает «Взгляд».

Группа под руководством Бенджамина Цукермана из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе исследовала химический состав белых карликов. Звезды этого типа представляют собой конечную стадию эволюции светил, похожих на Солнце. После выгорания водорода в термоядерных реакциях они «вздуваются», превращаясь в красные гиганты, затем эта оболочка «слетает», оставляя горячее и сверхплотное ядро – белого карлика.

В статье, принятой к печати в Astrophysical Journal, Цукерман и его коллеги отмечают, что присутствие элементов тяжелее гелия в составе звезды часто рассматривается как признак присутствия рядом с ней в прошлом или в настоящем каменистых объектов.

Изучая химический состав белого карлика NLTT 43806, астрономы обнаружили, что в его фотосфере содержится очень много алюминия и относительно мало железа.

Ученые сопоставили соотношение девяти элементов в составе звезды – магния, кальция, алюминия, титана, железа, никеля, кремния, хрома, натрия с их соотношением в составе разных тел Солнечной системы – метеоритов, земной литосферы и мантии, поверхностных слоев Луны, а также смоделированной теоретически «суперземли».

«Лучше всего согласовывалась с наблюдениями модель, которая предусматривала выпадение вещества земной коры и мантии на NLTT 43806», – говорится в статье.

Алюминий является третьим по распространенности элементом в земной коре после кислорода и кремния, железо в основном сосредоточено в ядре планеты.

Согласно подсчетам исследователей, чтобы добиться наблюдаемого химического состава, надо было «накормить» белый карлик смесью из расчета 30% вещества земной коры и 70% – верхней мантии.

«Наиболее вероятный вариант состоит в том, что произошло столкновение двух каменистых объектов на орбите вокруг NLTT 43806. Один объект врезался в другой, заставив его кору и внешнюю мантию «ссыпаться» на звезду», – говорит Цукерман.

По расчетам ученых такое столкновение должно было произойти не раньше, чем 50 миллионов лет назад – только в этом случае следы тяжелых элементов еще могли остаться в верхней атмосфере звезды