18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
ОбществоВ России17 июня 2010, 09:15печать

Работу местных властей оценят по количеству молодых семей, улучшивших жилищные условия


Это только одно из предложений Счетной палаты РФ.

17 июня 2010, 09:15, Дейта. Эффективность работы региональной власти будут оценивать еще и по количеству молодых семей, улучшивших свои жилищные условия. А ВВП давно надо заменить на другой, более реальный показатель экономического развития. Это только часть предложений Счетной палаты РФ. Она давно уже не только считает бюджетные деньги и фиксирует нарушения, но и старается влиять на ситуацию. С ее громких заявлений о «черных дырах» в оффшорах, началась работа над законодательством. Все основные лазейки сегодня закрыты.

Недавно, проверив минэкономразвития, Счетная палата объявила, что система мониторинга статистических показателей, который ведет Росстат, не обеспечивает реальную оценку результатов проведения государственной социально-экономической политики. А после завершения аудита Федеральной таможенной службы СП обратила внимание правительства на зависимость таможенных органов от коммерческих организаций. Дело в том, что часть подразделений ФТС располагается в помещениях, которые находятся в собственности коммерческих организаций. В прошлом году на аренду было потрачено 211 миллионов рублей.

О второй ипостаси Счетной палаты в интервью «Российской газете» рассказал глава ведомства Сергей СТЕПАШИН.

РГ: Главная задача Счетной палаты - следить, как тратятся бюджетные деньги. Власть прислушивается к вашим предложениям "на упреждение"?

Степашин: Вообще, по серьезным, концептуальным вопросам, которые мы ставили за последние три-четыре года, до 70 процентов наших предложений исполнительная власть приняла и реализовала. Когда, например, разрабатывали предложения по оптимизации антикризисных мер, мы регулярно докладывали о своих рекомендациях президенту страны и премьер-министру.

Многие из них были учтены. Скорректирован порядок предоставления государственных гарантий для предприятий реального сектора, приняты решения о докапитализации ряда банков, расширен перечень системообразующих предприятий. Реализован и ряд наших предложений по повышению прозрачности бюджетного процесса. Теперь доходы от инвестирования средств резервных фондов правительства напрямую учитываются в доходной части бюджета.

У Счетной палаты были концептуальные расхождения с минфином (что, кстати, само по себе нормально) в некоторых вопросах экономической стратегии и финансовой политики государства. Мы не поддерживали отказ финансовых властей от достаточных инвестиций "нефтедолларов" в реальную экономику и считали, что надо более критично относиться к росту внешнего корпоративного долга в 2005-2008 годах, который прирастал по 120 миллиардов долларов. Именно с подачи Счетной палаты правительство приняло решение, жестко регламентирующее внешние заимствования госкорпораций и крупных компаний. А то ведь как к кризису подошли? И занятые за рубежом деньги, и нефтяные доходы были проедены.

РГ: Сейчас мы вроде как из кризиса уже выходим. И даже стараемся направить экономику на инновации? Но как-то пока вяло получается.

Степашин: А вы хотите с места - и в карьер? Прорыв надо обеспечить. По результатам наших экспертно-аналитических мероприятий мы выработали такие рекомендации. Предложили обеспечить гарантированный спрос на инновационную продукцию со стороны государства, расширить доступ высокотехнологичных предприятий к льготным кредитным ресурсам.

Также надо срочно навести порядок в учете интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств. В 2007-2008 годах на гражданскую науку было потрачено 232 миллиарда бюджетных рублей. А стоимость новых нематериальных активов, учтенных в реестре федерального имущества, составила за эти годы менее 4 миллиардов рублей. Счетная палата продолжает ставить вопрос о необходимости усиления контроля за трансфертным ценообразованием, которое используется для вывода из-под налогообложения многомиллиардных сумм. И сейчас мы проводим антикоррупционный анализ поправок в Налоговый кодекс.

РГ: То есть вы, по сути, помогаете власти выйти на перспективные траектории?

Степашин: Я бы сказал так: и мы тоже помогаем. Так в процессе подготовки федерального бюджета на 2010-2012 годы Счетная палата сумела убедить правительство сократить некоторые явно избыточные расходы. После наших резонансных проверок постепенно наводится порядок в реализации гособоронзаказа. Оптимизируется численность сотрудников МВД и расходы на содержание ведомства.

Новая коррекция с учетом предложений Счетной палаты ожидает законодательство о государственных и муниципальных закупках. Наконец, в конце прошлого года принят закон, согласно которому впервые пойманные на уклонении от уплаты налогов могут быть освобождены от уголовной ответственности, если возместят все недоимки и уплатят штраф. Запрещается также помещать подозреваемых в неуплате налогов под стражу. Эти законы также в значительной мере базируются на предложениях Счетной палаты, направленных президенту и правительству в августе прошлого года.

Понимаете, институт государственного аудита в российских условиях - это не только система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел, но прежде всего инструмент эволюции экономики, в том числе - путем изменения законодательства. Например, правительство объявило войну морским браконьерам. В этой сфере Счетной палатой также выявлено множество криминальных сюжетов. Наши предложения по улучшению контроля и надзора за приемкой, транспортировкой, переработкой и хранением уловов рыбы, подготовленные по итогам проверки эффективности госконтроля и сохранения водных биоресурсов Баренцева и Норвежского морей, легли в основу проекта концепции изменения ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Внесла Счетная палата свою лепту и в борьбу с незаконной вырубкой леса. Результаты проверки использования лесных ресурсов и соблюдения законодательства при осуществлении оборота древесины в Архангельской области учтены при подготовке постановления правительства "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда..."

Маяки сбивают с курса

РГ: Недавно премьер-министр Владимир Путин снова подчеркнул, что власть и впредь будет сочетать курс на инновационное развитие с поддержанием социальных функций государства. Но ведь это разновекторные расходы. Потянем ли?

Степашин: Эта дилемма решается через повышение эффективности и результативности бюджетных ресурсов. Через критическое сопоставление доступных финансовых средств и целей, на достижение которых они будут потрачены. Однако правовые основы социально-экономического прогнозирования, созданные в 1990-е годы, выполнили свою миссию. Сейчас они нуждаются в серьезном совершенствовании, так как не отвечают современным задачам прогнозирования. Все это тесно связано с поиском новых ориентиров развития для посткризисного мира, поскольку прежние системы "навигации" как на национальном, так и на международном уровне оказались недостаточно точны.

РГ: И какие ориентиры сбивают нас с правильного курса?

Степашин: Президент Франции Николя Саркози инициировал создание известной Комиссии по измерению экономической эффективности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Амартии Сена. Она оценила, какие проблемы возникают в связи с использованием показателя ВВП в качестве ключевого индикатора экономической эффективности и социального прогресса, и нельзя ли найти что-то более подходящее и точное. Ответ получился вполне ожидаемый: да, существующая система статистик является несостоятельной, и именно поэтому кризис многих застал врасплох. То есть рост или падение ВВП не отражают истинное самочувствие экономики.

РГ: Новые маяки найдены?

Степашин: Ищем. Эти вопросы волнуют сегодня практически все государства. На международном уровне создана Рабочая группа Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по ключевым национальным показателям, руководителем которой является ваш покорный слуга. Счетная палата РФ заключила партнерские отношения с Организацией экономического сотрудничества и развития по проекту измерения прогресса.

На национальном уровне мы также участвуем в процессе создания механизма нового прогнозирования. Его стержень - внедрение программно-целевого метода. Он обеспечивает прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В основе лежит принцип управления по результатам. Это предполагает установление не только прямых, но и обратных связей между процессом целеполагания и оценкой достижения этих целей. Вот почему важным компонентом стратегического управления выступает этап мониторинга и государственного аудита деятельности всех систем государственной власти.

РГ: И кто же выносит вердикт: цель достигнута или нет?

Степашин: Основанием являются данные и результаты анализа Счетной палаты, Контрольного управления президента, контрольных органов правительства. Работа по созданию такой системы государственного стратегического управления, начатая несколько лет назад, в основном завершена. И она уже начала внедряться.

Главным козырем системы государственного стратегического управления являются документы под названием "Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования". Сокращенно - ДРОНД. Субъектами же выступают федеральные органы исполнительной власти - министерства, ведомства, службы и агентства. Этими докладами занимается также и Счетная палата.

ДРОНДы против фронды

РГ: Чем же хороши ваши ДРОНДы?

Степашин: Структура докладов носит универсальный характер и позволяет реализовать концепцию "управление по результатам". Судите сами: среди заложенных в ДРОНДы критериев - перечень стратегических целей и тактических задач, обоснование временных границ решения этих задач, изложение причин недостижения плановых показателей, оценка результативности бюджетных расходов, меры по повышению этого показателя.

РГ: Признаться, в печати ни разу не встречала рассказа об этом направлении вашей работы. Шифруетесь?

Степашин: Значит, ваша газета будет первой. А скрывать нам нечего. В 2008-2009 годах, например, эксперты палаты дважды провели оценку ДРОНДов. Анализ показал, что на конец прошлого года у 20 процентов субъектов бюджетного планирования оценки обоснованности определения либо изменения целей и задач оказались ниже удовлетворительного уровня. Но это уже прогресс. Годом ранее доля таких субъектов была 50 процентов.

РГ: Сергей Вадимович, кто же конкретно ходит в "плохишах"?

Степашин: По этому аспекту ДРОНДа - минсельхоз и минрегион. В проекте доклада по минсельхозу на 2010-2012 годы в составе целей не учтен такой приоритет устойчивого развития, как повышение качества жизни. Но именно он предусмотрен "Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года", где говорится о продовольственной безопасности за счет импортозамещения.

А в ДРОНДе минрегиона не определены задачи, решение которых обеспечивало бы достижение такой стратегической цели, как стимулирование социально-экономического развития регионов поддержкой приоритетных инвестиционных проектов с использованием механизма частно-государственного партнерства. Критическая оценка обоснованности определения и изменения целей выставлена минэкономразвития, в ДРОНДе которого на 2010-2012 годы "упущены" пункты о развитии экономической интеграции, о доходах от использования федерального имущества и ограничено содержание пункта о прогнозировании социально-экономического развития. По обоснованиям соотношения между затратами федерального бюджета и предполагаемыми результатами неудовлетворительная оценка выставлена более чем 70 процентам субъектов бюджетного планирования, в том числе - минрегиону, минэкономразвития, МИД России, минюсту, минтрансу, минэнерго, Роскосмосу, ФСКН.

РГ: И что?

Степашин: Нами направлены в правительство соответствующие соображения. В результате намечаются положительные сдвиги. В целом же теперь можно говорить о формировании новой управленченской традиции, связанной с внедрением публичных процедур повышения эффективности деятельности госорганов. Былое фрондерство некоторых органов исполнительной власти уступает место исправлению их ДРОНДов.

РГ: То есть процесс пошел?

Степашин: Знаете, в физике масса определяется как мера инерции. Ее трудно сдвинуть. Инновации в нашей сфере даются так же непросто, как в промышленности. Но, согласно тому же закону физики, сдвинув массу, ее уже трудно остановить.

Но и простимулировать процесс невредно. Вот почему недавно Счетная палата предложила всем регионам включить в их традиционные отчеты перед Центром дополнительные пункты в оценки эффективности работы органов исполнительной власти. Речь идет о качестве управления расходами на приоритетные национальные проекты, на развитие промышленного потенциала региона, на ввод нового жилья. Будет фиксироваться количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, регистрироваться динамика развития социальной сферы на селе.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика