18+
29 мая 2017, понедельник
Важно
Приложения
ОбществоДальний Восток19 апреля 2017, 12:21печать

Экологи назвали причины крушения "Надежды"



19 апреля 2017, 12:21, Дейта. Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» опубликовала доклад об уроках кораблекрушения и нефтяного разлива на юго-западе острова Сахалин в конце 2015 года, сообщает ИА «Дейта».

«Доклад посвящен крупнейшей катастрофе последних лет – аварии и гибели танкера «Надежда» и последовавшему за этим значительному нефтеразливу  у берегов Невельского района 28 ноября 2015 года. Тогда судно, незаконно перевозившее 186 тонн мазута и 560 тонн дизтоплива, было выброшено штормом на мель у набережной города Невельск. В результате разлива топлива была загрязнена обширная морская акватория и более 20 километров морского побережья, погибли сотни морских птиц. Ликвидация нефтеразлива потребовала более полугода напряженной работы множества людей и организаций, а остатки разрушенного танкера не убраны до сих пор. Общий подтвержденный судами ущерб окружающей среде, муниципалитету и третьим лицам составил около 524 миллионов рублей. Единственным виновным в аварии, приведшей к экологической катастрофе, был признан капитан танкера С.В. Багаев, понесший наказание в виде штрафа в 120 тысяч рублей», 0 говорится в сообщении общественной организации. 

Выходу доклада предшествовал длительный поиск, сбор и анализ информации, проведенный сахалинскими экологами совместно с Всемирным фондом дикой природы.

«Эковахта Сахалина» принимала непосредственное участие в очистке побережья в районе лежбища краснокнижных сивучей, а также в спасении замазученных морских птиц. Экологи также вели общественный контроль за ходом ликвидации чрезвычайной ситуации.  По горячим следам общественники провели детальный опрос ряда очевидцев и участников событий, экспертов, представителей органов власти и подрядных организаций, участвовавших в устранении последствий аварии танкера и нефтеразлива.   Позднее были собраны решения судов, принятые по итогам уголовных дел и исков о возмещении вреда, а также изучены находящиеся в открытом доступе официальные и коммерческие базы данных, документы государственных органов, спутниковые снимки, сообщения и фотографии электронных СМИ и пользователей соцсетей», - говорится в сообщении.  

Все вместе это позволило достоверно восстановить ход событий до аварии, а также во время нее и после нее. 

Авторы доклада пришли к выводу, что причинами гибели танкера и обширного нефтяного загрязнения стали не только неправомерные действия капитана судна, но и нарушения со стороны целого ряда должностных лиц администраций морских портов Ванино и Невельска, а также судовладельца и фрахтователя судна, не имевших лицензий на перевозку опасных грузов. Не последнюю роль сыграло и алкогольное опьянение экипажа судна накануне аварии, никак не отраженное в официальных документах.  По мнению авторов, катастрофе также способствовало ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей органами Ространснадзора, который до сих пор не опубликовал материалы официального расследования этой очень серьезной аварии, хотя обязан это сделать.  

«Общественное расследование показало, что до 50 процентов всех танкеров, работающих в настоящее время на Дальнем Востоке России, не имеют двойного корпуса, причем часть из них регулярно незаконно перевозит мазут. Это создает высокий риск повторения нефтеразлива, подобного катастрофе танкер «Надежда». Он усугубляется использованием для регистрации танкеров оффшорных и крошечных компаний, флагов «удобных» стран, а самое главное – отсутствием законодательных требований обеспечения финансовой ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды при нефтеразливе для танкеров, перевозящих менее 2000 тонн нефтепродуктов, каким и была «Надежда», - говорится в сообщении. 

Высоко оценивая огромные усилия аварийно-спасательных формирований (в частности, Госморспасслужбы и центра «Экоспас»), активную позицию руководства Сахалинской области и Невельского района, проявленные при очистке загрязненного побережья, авторы доклада тем не менее отмечают, что анализ вскрыл существенные недостатки и пробелы в системе ликвидации нефтеразливов, особенно в море. 

«Так, попытки локализовать распространение пятна нефтепродуктов по морской акватории и очистить водную поверхность от загрязнения были разрозненными и неэффективными, что связано с отсутствием в распоряжении спасателей плавсредств и боновых заграждений, пригодных к работе в мелководной зоне в условиях сильного волнения моря. Соответствующими ведомствами не были организованы мониторинг распространения загрязнения, оценка состояния морской среды и оповещение об этом населения. Не предпринимались усилия по спасению пострадавших и учету погибших морских птиц – всю работу в этой части делали волонтеры», - говорится в сообщении. 

Но самое главное – отсутствовали все обязательные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти, хотя их по закону обязаны были иметь и немедленно задействовать фрахтователь судна (ООО «ДВ-Акватория»), получатель груза (ООО «Горняк-2»), Невельский морской порт, Невельский городской округ и Сахалинская область. С этим и были связаны большинство выявленных недостатков и проблем с ликвидацией нефтеразлива. 

Решение областных и муниципальных властей по строительству насыпной дамбы для откачки груза нефтепродуктов и последующей утилизации судна авторы оценивают как очень правильное и своевременное. Однако отмечают, что эта крайняя мера потребовалась только потому, что из-за неразберихи в вопросах финансирования спасательных работ была упущена возможность оперативно снять танкер с мели и тем самым быстро прекратить утечку топлива. Сейчас затонувший танкер «Надежда» по-прежнему остаются на месте кораблекрушения. 

Напомним, танкер «Надежда» (порт приписки – Находка) сильный ветер выбросил на мель в 08:30 в субботу, 28 ноября 2015 года вблизи порта Невельск. Судно получило пробоину в машинном отделении

Анна Иваницына

Фото: региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»


ИА "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:56.0756.76
EUR:63.0163.67
CNY:81.6582.72
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна