18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения

Станислав Мальцев: "Сегодня женщины рулят мужчинами"


Художественный руководитель Драматического театра Тихоокеанского флота – о продаже зданий ТОФ, новых постановках и судьбе театров в России – в интервью корреспонденту РИА "Дейта"

20 июля 2011, 14:35, Дейта. - Станислав, сейчас все переживают за судьбу театра в связи с выставлением на продажу зданий, принадлежащих ТОФ…

- А мы-то как переживаем! Сейчас мы пытаемся вместе с общественностью города, ветеранами войны и флота убедить руководство ТОФ в Москве, что нельзя город оставлять без Дома офицеров и без театра. Театр пока никто не закрывает, об этом речь не идет, но если он лишится своего здания, нарушится живая связь со зрителем. Театр будет творчески угасать, ведь без связи с широким зрителем театра нет. Зритель создает и формирует уровень театра. Если мы будем выступать только по гарнизонам, это будет творческая гибель. И командование ТОФ приняло, мне кажется, правильное решение, пока решается вопрос со зданием Дома офицеров, нас переводят туда из Матросского клуба. Матросский клуб, видимо, продадут, «поднять» его флот не сможет, а вот Дом офицеров мы попытаемся отстоять. Мы и так играем спектакли в ДОФе, а сейчас и наша база будет находиться там. Константин Сиденко, командующий Дальневосточным военным округом, уже издал такой приказ, и мы постепенно переводим цеха в ДОФ, чтобы укрепиться в этой «крепости» и попытаться ее отстоять.

- Места там хватит?

- Безусловно, с цехами будут проблемы, потому что в Матросском клубе площадей больше, но надеюсь, мы выйдем из положения, у нас хорошие отношения с руководством ДОФ, оно заинтересовано, чтобы мы туда перебрались.

Самое главное, мне кажется, в этой ситуации, чтобы люди не начали духовно угасать. Потому что за поседение два года театр перенес два больших потрясенья –сокращение штатов 1,5 года назад и вот эта история со зданием.

Но, тем не менее, актеры и я пытаемся не падать духом. Сейчас репетируем новый спектакль, премьера которого назначена на август. Это очень известная пьеса Александра Николаевича Островского – «Женитьба Бальзаминова». Это, конечно, комедия, но с серьезным смыслом.

Спектакль будет назваться «Бальзаминов ты мой, Бальзаминов», я надеюсь, мы его предложим зрителю в неожиданном ключе. Пьеса, на мой взгляд, яркая и современная, потому что с одной стороны Бальзаминов кажется глупеньким маменьким сынком, идеалистом, а с другой стороны, мы все сегодня в чем-то Бальзаминовы… Как показывает практика, большинство мужского населения нашей станы не было готово к тем переменам, которые произошли. Поэтому у нас так много 30-летних мальчиков…  Получается как у Островского: сильный пол – женский, женщины рулят мужчинами, Бальзаминовыми. Но, к сожалению, это не говорит о том, что они счастливы.

Хорошо, что в пьесе только две мужские роли, есть возможность задействовать женскую часть нашей труппы полностью.

- А сколько человек в труппе осталось после сокращения?

- Всего 17 человек. И нам уже не хватает мощности труппы. Уже необходима «новая кровь», последний раз мы взяли большую группу выпускников в 2006 году, 5 лет прошло. В следующем сезоне попробуем снова приглашать выпускников нашей Академии, причем я предпочитаю брать несколько человек с курса сразу, одной школы.

- Какими постановками порадуете в новом сезоне?

- Мы собираемся выпускать русскую народную сказку для детей «Молодильные яблоки», очень интересная инсценировка современного автора. И вообще в следующем сезоне будет много советской и постсоветской, российской драматургии, потому что это вообще кредо нашего театра – искать современных авторов. В этом сезоне мы уже выпустили пьесу современного автора Олега Антонова – «Смертельный номер».

- Как, кстати, вы довольны премьерой?

- Это очень интересный, своеобразный автор. Ведь сейчас очень много пишется драматургии, но хорошего качества, чтобы было интересно и актерам, и зрителям, не так много. А в «Смертельном номере» автор в яркой, игровой форме поднимает серьезные вопросы бытия. Как говорят умные люди, человека интересует всего несколько тем, в том числе смерть и любовь. Если эти темы есть в пьесе, они создают остроту. На наш взгляд, «Смертельный номер» как раз о том, как мы проживаем нашу жизнь, что нас ждет за ее чертой. Зрители, которые были на премьере, по-моему, озадачились, разделили с нами те же самые вопросы, которые мы поднимали. О том, хороший или плохой спектакль – судить критикам и зрителям, а мы изнутри можем судить только об одном – совпал ли наш выбор пьесы с желаниями зрителей. Если большинство понимает, о чем мы говорим, значит, мы не зря работаем.

- На гастроли поедете?

-  Да, мы приглашены в Южную Корею с 1 по 9 октября на международный фестиваль. Что приятно, с таким серьезным спектаклем, как «Сашка», по пьесе Вячеслава Кондратьева. В нем поднимается тема молодого человека на войне. Эта тема, видимо, сегодня очень близка корейцам, которые в состоянии перманентной войны со своим соседом.

В прошлом году мы участвовали в фестивале в Японии, стали лауреатами по двум номинациям, и решили каждый год осваивать по азиатской стране.

- Почему только по азиатской?

- Это наш культурный вклад в саммит АТЭС. В Европе и без нас толчея. Мы ездили в Омск, в Москву на фестивали, но надо все-таки жить реальностью, азиатские страны - наши ближайшие соседи, надо их лучше узнать. У каждой своеобразный национальный театр, проводится много международных фестивалей, где можно встретить, в том числе, и коллективы из Европы. Точки пересечения в Азии сейчас очень мощные. Мы на таких фестивалях черпаем много полезных идей для театра. После Японии у меня лежит в портфеле пьеса на двоих «Академия смеха» современного японского драматурга, думаю, в следующем сезоне мы ее поставим. Япония дала новый толчок, и в Корею мы тоже едем за творческими идеями. Фестиваль - это не просто показ своей работы – это общение с коллегами, со страной.

- А во Владивостоке проводить подобные фестивали можно?

- На мой взгляд, наш город достоин не только кинофестиваля. Вполне реально провести здесь театральный фестиваль, причем он обойдется гораздо дешевле, чем кинофестиваль. Любой коллектив готов приехать за свой счет, его только здесь нужно принять. Для этого нужна определенная воля и желание властей.

Если это случится когда-нибудь, будет очень интересно, ведь Владивосток – точка пересечения культурных путей Азии, Америки. Мы живем в очень интересном регионе, просто недооцениваем его.

- Какие-то спектакли будете снимать с репертуара?

- Что-то уйдет, что-то вернется. Например, наш очень известный спектакль «Чморик» вернется на сцену. Некоторые спектакли снимаются из-за того, что устарела декорация, или сам спектакль морально устарел. Но появляется новое поколение в театре, и мы возобновляем спектакли. Так в этом сезоне получилось с «Квадратурой круга», он у нас шел с 1997 года, потом был «заморожен», в этом сезоне мы решили его возобновить для нового состава. Не прогадали, по-моему, ни мы, ни зрители.

- У вас есть опыт привлечения к работе других режиссеров, например, Сергей Руденок поставил в театре два замечательных спектакля, будете продолжать?

- Да, в планах приглашение режиссеров из Хабаровска, Благовещенска. Пока не буду называть имен. Будем продолжать сотрудничать с нашими местными режиссерами, в том числе с Сергеем Руденком.

- А цены на билеты в новом сезоне будет повышаться?

- Повышать цены нет никакого смысла, тогда мы потеряем определенный контингент зрителей. У нас есть зрители, которые ходят по несколько раз на один и тот же спектакль. Для них так же необходимо раз в месяц сходить в театр, как для кого-то, например, в выходной выпить банку пива. Это отдых для души и ума, им это очень важно, и мы не хотим лишать этого отдыха наши уязвимые слои – учителей, библиотекарей, врачей, студентов, советско-российскую интеллигенцию, которая составляет большую часть нашего зрителя.

- И все-таки сегодня мы часто наблюдаем полупустые залы…

- Драмтеатр никогда не игрался на стадионах, разве что во времена Древней Греции. Но тогда не было ни ТВ, ни кино. Театр предполагает интимное общение со зрителем, во все времена театр был искусством, которое нужно определенному количеству людей. На мой взгляд, люди, которые приобщаются к театру, живописи, музыки, - особенные, если хотите, в чем-то элита. Люди, которые чувствуют, думают, понимают, которые отличают настоящее искусство от массового, - тот самый необходимый культурный слой нашей страны, который определяет интеллект нации, ее духовное развитие…

- Сейчас театрам предлагают перейти на самоокупаемость, вы к этому готовы?

- Театру больше нечего предложить, кроме своего искусства. Репертуарный театр,           который живет многие годы, - по определению дотационный. Это закон. Драматический театр никогда не сможет полностью перейти на самоокупаемость. Все, что мы сегодня зарабатываем, мы вкладываем в новые спектакли. Так что просто узаконивается то состояние, в котором мы в последнее время находимся – зарплата и частично коммуналка выплачиваются из бюджета, все остальное - за свой счет. Кардинально ничего не изменится ни в худшую, ни в лучшую сторону. Слово «культура», к сожалению, только на канале «Культура» в последнее время произносится... Я надеюсь, пройдет череда реформ и опять вспомнят, что культура – это фундамент нации. Если об этом забудут, мне будет очень жалко нашу страну… Возможно, измениться налоговая политика, и человек, который вкладывает деньги в театр, будет знать, что у него есть льготы. А пока предпринимателям неинтересно помогать театру. Бывают, конечно, люди, которым просто интересен театр, благо, они есть. В частности, наша поездка в Японию стала возможной именно благодаря такому человеку. В этом году мы опять ищем того самого человека, который мог бы помочь нам поехать на фестиваль. Деньги небольшие, даже смешные по сегодняшним временам - 250 тысяч рублей.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика