Важно
Приложения

Екатерина Черновицкая: «Выпускники вузов получают второе образование в колледжах»


Замдиректора департамента образования и науки об изменении современных тенденций образования, рабочих профессиях и знаниях для успешной карьеры

20 июля 2016, 13:45, Дейта. Начиная  с 90-х годов, население страны ориентировалось на получение высшего образования в вузах и чаще всего по экономическим или гуманитарным специальностям, однако времена меняются, и среднее профессиональное образование становится не менее престижным, а зачастую необходимым для построения успешной карьеры. Заместитель директора департамента образования и науки Екатерина Черновицкая рассказала в интервью ИА «Дейта» об изменении современных тенденций образования, нарастающей востребованности специалистов среднего звена, практике дуального образования и новых способах профориентации.

Екатерина Вениаминовна, недавно завершилась сдача Единого государственного экзамена. На ваш взгляд, изменились ли за последние годы предпочтения учеников по выбору профильного образования?

За последние два года предпочтения выпускников  не поменялись. Большинство ребят выбирают экономические или гуманитарные  направления. Но надо отметить, что уже несколько лет на втором месте по выбору предметов для сдачи ЕГЭ стоит физика, также ребята чаще стали выбирать биологию, что говорит об их  желании получить образование по инженерной или естественнонаучной специализации. Это не может не радовать, потому как, это говорит об изменениях в сознании людей и расстановки других приоритетов. Практика показывает, что на данный момент именно таких кадров  не хватает для развития экономики края. Подготовка к ЕГЭ ведется в рамках реализации краевой программы "Развитие образования Приморского края" на 2013-2020 годы.

Почему именно сейчас наступил момент осознания острой нехватки кадров технических и других рабочих специальностей?

Деятельность на территории Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития подразумевают под собой развитие бизнеса, производства, логистических связей, и потому там будет востребован очень широкий спектр профессий: от работников производства до менеджеров-управленцев. И на данный момент предприятия, работающие в рамках этих проектов, предполагающие создавать на них производство продукции, нуждаются именно в высококвалифицированных рабочих  кадрах.  К тому же, с введением этих проектов появилась необходимость к получению знаний в сфере новых технологий и , соответственно, методик и технологий образования, которые сейчас мы активно внедряем систему образования.

_MG_9066.jpg

Департамент как-нибудь сотрудничает с предприятиями, которые требуют обучения таких специалистов?

Да, во-первых, в наших планах как можно скорее перейти на организацию целевого обучения в системе среднего профессионального образования, когда еще на стадии обучения  студенту уже ясно, где он будет работать по окончании обучения. Для этого нам, безусловно, необходимо сотрудничать с работодателями, особенно это касается компании, которые требуют подготовки кадров в соответствии с международными стандартами. Только за прошедшую неделю в департамент обратились представители трех крупных  предприятий: «Русагро» (ТОР «Михайловский» - прим. ред. ), лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская горнорудная компания «Алроса» и «G1 Entertainment» (Интегрированная развлекательная курортная зона «Приморье» - Прим. ред.).

Мы обсуждали возможность целевой подготовки необходимых кадров для крупных проектов, которые они реализуют или планируют реализовать в крае. А также необходимость и возможность открытия новых направлений подготовки кадров, которые в настоящее время не реализуются в приморских колледжах, но необходимы для  развития предприятий, а также способы и механизмы привлечения школьников к получению востребованных профессий и специальностей. Например, для работы в интегрированной развлекательной зоне служащим необходимо получение высокой квалификации  в сфере гостиничного сервиса и  гостеприимства. Эта сфера очень объемная и кадровая потребность  включает в себя не только специалистов с высшим образованием, но квалификации, которые получает выпускник колледжа. Требуются  горничные,  повара, кондитеры, официанты и другие. Профессионально работать в отелях и гостиницах высокого уровня не просто, поэтому молодежь нужно обучать совместно, причем  студентов и вузов и колледжей.  В колледже подготовить на должности обслуживающего персонала можно в более короткие сроки и более качественно.

Насколько реально освоить новые специальности в учреждениях среднего профессионального  образования?

Это всегда было реально, каждый год в рамках госпрограммы развития образования в крае  открываются новые направления подготовки, просто сейчас, в связи с ростом потребностей предприятий в рабочих кадрах и кадрах среднего звена, нужно идти на опережение запроса. Мы работаем по уже существующим направлениям, а компании формируют нам заявки на специальности, которые мы должны будем создавать в будущем. За счет активного взаимодействия мы можем «идти в ногу со временем».

Расскажите, как отражается взаимодействие предприятий и учреждений средне-профессионального образования на эффективности обучения студентов?

Государством перед нами поставлена задача перейти на практико-ориентированную подготовку. Особенно это касается среднего профессионального обучения в учебных заведениях, программа обучения которых более короткая, чем у вузов, и практическое обучение по учебным программам составляет 50 и более процентов. Это очень важно, поэтому мы работаем с работодателями очень плотно. В Приморском крае 31 учреждение средне-профессионального образования и на сегодняшний день с ними заключили совместные договора более 200 предприятий. И если раньше это чаще всего были  соглашения о последующем трудоустройстве, то сейчас предприятия обязуются участвовать в процессе обучения.  На данный момент у нас до 60 процентов учебных программ подготовки рабочих согласованы с работодателями: они могут на свое усмотрение ввести необходимые дисциплины, знание которых будут необходимы выпускнику при устройстве на работу, а затем учащийся проходит практику в компании, чтобы в дальнейшем процесс «доучивания» стал минимальным. Кроме этого реализуются формы  дуального образования. Они практикуется на предприятиях машиностроения: «Варяг», «Радиоприбор», «Дальприбор», судостроительный завод «Звезда» в Большом Камне, в сетевых энергетических компаниях, «Почта России», и так далее. При таком взаимодействии студент проходит практику на рабочем месте  предприятия, с ним работает наставник от предприятия, лучших включают в бригады и доплачивают стипендии. Отдельные предприятия направляют в колледжи значительные средства на создание материально-технической базы обучения под свое производство. Например, с  весной этого года мы при поддержке предприятия «ВНХК»  начали  работу две  химические лаборатории для обучения кадров в Находкинском колледже. Предприятие выделило на создание этих объектов 7 миллионов рублей, все оборудование было закуплено и установлено в соответствии с будущим производством.  Так что на этом оборудовании обучение будет эффективно, а выпускники очень востребованы.

_MG_9066.jpg

Специалисты в области сельского хозяйства в Приморье на том же уровне?

На территории края 8 краевых образовательных учреждений готовят кадры для сельского хозяйства и почти все они, за исключением Уссурийского аграрного колледжа, располагаются в сельской местности. Мы сохраняем эти  колледжи и поддерживаем их деятельность, к тому же  студенты с преподавателями и мастерами  возделывают землю, собирают урожай,  колледжи являются  одновременно и производственными хозяйствами, то есть обучение в них самое что ни на есть практико-ориентированное. Но вот технологии в сельском хозяйстве очень сильно изменились, а колледжи не располагают новым современным сельскохозяйственным оборудованием. К сожалению, на данный момент почти нет крупных сельско-хозяйственных предприятий, которые были бы готовы идти на сотрудничество с колледжами. Сами мы не закупаем такое оборудование, потому как это довольно дорого и не совсем разумно, потому что студенты могут также по принципу дуального образования прийти на практику на предприятие и работать уже с имеющимся оборудованием, хотя новенький трактор в каждом учреждении был бы большим подспорьем и в обучении, и в хозяйственной деятельности.  Более успешно идет сотрудничество с небольшими фермерскими хозяйствами, которые берут на практику по 2-3 студента, которые благодаря этому осваивают  оборудование  и учатся на нем работать в  поле или на животноводческом хозяйстве. К тому же, молодые люди начинают понимать, что такое собственное хозяйство, многие мечтают заняться этим сами. Это вторая, немаловажная часть нашей работы - замедлить процесс оттока людей из сельской местности в город.

 А сама молодежь  готова обучаться этому?

Младшее поколение мы подготавливаем, но более того, уже есть случаи, и они не единичные, когда выпускники вузов приходят в колледж и получают рабочую профессию, потому что они понимают, что она востребована, высокооплачиваема и, владея  рабочими компетенциями, они может получить хорошее место работы.  Ведь технические рабочие профессии - это как раз та основа, на которой строится все производство, развитие которого на данный момент один из приоритетных задач нашего государства.

Как мотивируют школьников к получению такого образования?

Мы постепенно отходим от  обычных форм профориентации – дней открытых дверей, хотя они тоже играют свою важную роль,  и  приходим к активному проведению мастер-классов, конкурсов, профильных праздников, промышленных экскурсий – все то, что позволяет поближе познакомиться с профессией. Ребята из Приморского края уже не первый год участвуют в конкурсе талантов среди молодых рабочих и служащих World Skills, где показывают хорошие результаты. В крае кроме этого  очень развита конкурсная система – в рамках госпрограммы по развитию образования у нас проводится не менее 5-6 конкурсов профмастерства в год, олимпиады по специальностям среднего звена.  Это очень лояльный способ продемонстрировать школьнику, что престижны не только гуманитарные направления и высшее образование, но он также имеет право выбрать себе техническую или инженерную специальность. Все эти профориентационные мероприятия проходят с участием партнеров-работодателей. Может быть,  самый яркий пример  работы со школьниками у завода «Прогресс» в г. Арсеньев. Накоплен многолетний интереснейший опыт  работы по профориентации.  Вообще в г. Арсеньеве эта работа проводится  очень интересно, нестандартно. Школы  городского округа  активно работают с колледжем ДВФУ, краевым  Арсеньевским колледжем, заводами. Обучаться в профессиональные образовательные организации приходят мотивированные молодые люди. 

В этом году впервые на площадке ВГУЭСа была проведена  ярмарка ученических мест  под названием «Хочу учиться и работать в Приморье».   Краевые колледжи принесли обучающие тренажеры, продукты, которые изготавливают  сами – молоко, мед и другое, чтобы показать работу профессиональных образовательных организаций. А также в формате выставки мы представили колледжи и техникумы, в которых этому можно научиться. Интерес был огромный - в большом зале на полторы тысячи квадратных метров не хватало места. В этот раз к нам пришли ученики 9-х и 11-х классов, но в дальнейшем мы планируем приглашать ребят 11- 15 лет. Они еще не ориентируются в выборе профессии и теряются, а пример родителей в выборе профессии  не всегда положительный.  Каждому человеку важно, чтобы работа нравилась и доставляла удовольствие, поэтому, чем раньше ребенок поймет, что ему нравится и к чему он способен, тем правильнее будет его выбор профессии, места учебы и работы. 

фото: ИА "Дейта"

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.3663.63
EUR:68.3667.54
CNY:93.3392.37
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика