Важно
Приложения
ОбществоИнтервьюПриморский край21 февраля 2011, 14:48печать

Главный дизайнер Владивостока: "Нам нужно придумать свою фишку"


Интервью начальника отдела дизайна городской среды, архитектуры и застройки территорий администрации Владивостока Павла Шугурова корреспонденту РИА "Дейта"

21 февраля 2011, 14:48, Дейта. - Павел, вы украшали город для встречи Нового 2011 года. Какие выводы сделали, что нужно исправить, улучшить?

- Самый важный момент, на который нужно обратить внимание сейчас - хранение элементов новогоднего декора. Почему городу каждый год приходится закупать так много новых украшений, новые елки? Да потому что все это в течение года приходит в негодность из-за ужасных условий хранения. Я в том году сам наблюдал за процессом передачи довольно дорогостоящего светового оборудования с баланса одного городского предприятия на баланс другого: перетяжки, огоньки, украшения, елки хранилось под открытым небом, как попало… Уже конец февраля нового года, хозяйство находится в ведении нового управления – МАО «Культура», но его состояние пока такое же. Со своей стороны я пытаюсь акцентировать внимание на этом вопросе. В эти вещи ни один миллион рублей вложен! Считаю, что общественность и пресса тоже должны требовать ответа. В бюджете праздника, по-моему, должны быть заложены деньги на годовую аренду склада под хранение новогодних украшений и оборудования, а не только на их монтаж и демонтаж.  

- То есть, если все хранить нормально, в следующем году ничего закупать не придется?

- Если мы сохраним все, что у нас сейчас есть, то, по моим оценкам, чтобы празднование Нового года проходило феерично, нужно будет докупить еще столько же. Кроме того, нужно провести еще ряд основательных мероприятий по установке конструкций для крепления украшений в знаковых местах города. Я не говорю, что всё это необходимо реализовать к 2012 году, хотя это год для Владивостока особенно значимый.

- По сравнению с прошлым годом и нынешний праздник прошел неплохо…

- А по сравнению с нашим представлением о нормальном празднике? Я считаю, нам нужно вывести празднование Нового года и других праздников на определенный качественный уровень, а потом его просто поддерживать. Первый шажок мы сделали в этом году, продвинулись процентов на 30. В Питере, например, мало что меняется после 2006 года: точно определены площадки, формат праздничных мероприятий, список конструкций многоразовых декораций, требования к временным элементам. Меняется только тематика, и в небольших количествах привносится что-то новое. Уровень, соответствующий статусу нашего города, я не пытаюсь определить как «столичный», шикарный. Феерия складывается не из того, насколько все дорого, а из того, как грамотно и творчески используется городское пространство.

Лично мне не нравится сама идея проведения праздников на Центральной площади. Я уверен, что на Спортивной набережной Новый год проходил бы куда эффектнее – здесь есть и естественная горка, если застелить досками лестницу, и естественный каток, и существующая индустрия питания и аттракционов. На Центральной площади – пустота, ветер, доминирующий над всем памятник. Но после празднования Нового 2011 стало понятно, как работать и с площадью… Просто это всегда будет затратнее – необходимы высотные доминанты, чтобы визуально заполнить огромное пустое пространство. Поэтому и появились эти немногими понятые арки и идея 12 восьмиметровых вышек, которую мы не успели осуществить.

- А почему идея не была реализована?

- Потому что мы просто не успели их смонтировать, так как проект новогоднего оформления очень долго находился на согласовании в разных инстанциях. Самая главная проблема – это неотработанный механизм складывания «общественного мнения». Как это происходит? Депутаты от имени народа формируют свой запрос: обществу нужен такой-то Новый год. Каждый комитет в Думе этот запрос обсуждает. Но ведь депутатов много, они между собой-то не могут договориться. Кто-то хочет Новый год с ледяным фигурами, а кто-то с огромным катком. Договариваются. Получается некий гибрид мнений. Затем куча отделов администрации города (архитектура, культура, свет, транспортники и т.д.) вместе собираются и выдумывают, как это осуществить. Потом мы даем задание художнику, который в данном случае не автор праздника, а просто исполнитель чужих идей. Он это все рисует. Администрация корректирует. Дальше «коллегиальный» проект отправляется в Думу. А депутатам (как и было в этом году) проект не нравится, говорят - выглядит неубедительно. Я считаю, что отчасти это происходит, потому что все уделяют проекту «время», но не вкладывают в него душу, включая даже художника-архитектора. Потом администрация заказывает другой проект (в 3-D), он вроде бы всех убеждает. Потом этот проект проходит процедуры согласования, происходит корректировка бюджета. Это все время… недели, месяцы. На выходе получаем то, что я называю «коллегиальным продуктом».

Честно говоря, я к такому в прошлом году готов не был. Проект мы подготовили в октябре и если бы получили согласование, скажем, в ноябре, то успели бы сделать классно и качественно. Но в начале декабря подрядчики уже стали отказываться от своих же смет, потому что не могли успеть закупить материалы - время было упущено. Проект переделывался три раза. В итоге исполнить можно было только то, что и было исполнено. В последнем этапе я даже не участвовал. А зачем нужно мнение главного художника, если вариант только один. Кто виноват? Никто. В положении проигравших – все: и администрация, и архитектор, и подрядчик, и горожане. Много говорят, что деньги воруются и тому подобное. Лично я не знаю никого, кто бы обогатился на этом празднике. Деньги теряются в спешке и хаосе работы «на последней секунде». Приходится переплачивать за скорость, за не самый дешевый и оптимальный материал, потому что подходящего уже нет. Виноват  неотлаженный механизм, неправильный подход.

- А какой подход правильный?

- Я считаю, что праздники и вообще все городские мероприятия должны быть авторскими. Сделать Новый Год в городе - это все равно, что поставить большой спектакль. У этого спектакля должны быть режиссер, художник, актеры. Конкретные люди должны получать свою долю славы или делить горечь поражения.

Должен быть авторский проект. С автора надо спрашивать, и отвечать должен именно он. Если мы видим, что автор не справляется (это крайний случай, все равно, что смерть для художника) – мы можем передать проект другому. Но засовывать автору «палки в колеса» - последнее дело. Не нужно говорить автору: вот ты внести еще в свой проект скульптуры или поставь пять горок вместо трех, и еще вот это и вот это. Тогда у автора нет личной ответственности.

- А кто должен выбирать автора?

- Общество должно решать, кто достоин, а кто недостоин. Автора нужно выбирать по заслугам, которые у него уже есть. Самым главным успехом для него будет, если мы ему в следующем году доверим праздник.

- То есть, это должен быть конкретный архитектор?

- Возможно, архитектор, а возможно, и режиссер. Я бы этого человека назвал «куратором». Куратор может выбрать себе команду, а может сделать все сам. Поручил же город Михаилу Краснову проводить концерты в честь 150-летия, и все знали его имя. Человек получил немало денег, но и сделал профессиональное мероприятие. Точно так же должно быть с другими событиями.

Но так как во Владивостоке фигур с опытом Краснова нет, вряд ли кто-то отважился бы сделать праздник в одиночку. Ведь провал в этом случае не оставляет автору никакой подстраховки. Конечно, на первых порах всем выгодней позиция куратора, который приглашает в свою команду других авторов, каждый из которых будет отвечать за свой участок.

- С площадью понятно… А что еще мешает нормальному празднику в городе вообще, кроме отсутствия единого склада?

- Многое. Например, у нас в городе есть много мест, с которых открываются красивые городские перспективы. На них необходимо разместить художественные элементы, которые будут светиться ночью. Но это во многих местах сделать просто невозможно. Например, перетяжки нельзя повесить, потому что там идет контактная сеть, или столбы освещения находятся только с одной стороны улицы.

Да и, скажем прямо, опыт проведения городских праздников у тех, кто сейчас работает, сомнительный… хотя команда очень большая. Например, у меня не было вообще опыта проведения таких масштабных мероприятий. Я только участвовал в них здесь и в Санкт-Петербурге, а полностью такие праздники никогда не делал и не имел представления, с чем мне придется столкнуться. И я не нашел здесь таких людей, которые проводили бы праздник из года в год и знают досконально эту тему. У всех есть лишь обрывки этого опыта. После встречи Нового 2011 года уже можно сказать, что мы «примерились» к заданным условиям, я уверен, что 2012 будет намного эффектнее.

- Каким вы видите идеальный Новый год-2012?

- Идеальной формой для поведения следующего праздника, по-моему, стал бы некий фестиваль, общественный смотр художественных сил города, чтобы каждое творческое объединение представило свои проекты. Можно было бы привлечь и внегородские силы, чтобы устроить конкуренцию. Общую организацию должен осуществлять куратор, но каждый привлеченный автор должен быть обозначен: автор горки, автор сцены и так далее. В этом году из авторских инсталляций удалось осуществить только два светящихся куба на площади – проект граффити-команды ConcreteJungle. Не могу сказать, что эти кубы были стопроцентным попаданием, но это был первый опыт наших владивостокских ребят. Они сделали свои выводы, и можно быть уверенными, что в 2012 году они сделают лучше, с учетом общественного резонанса, который вызвал этот проект.

- Давайте теперь поговорим о деньгах… Около 20 миллионов рублей в прошлом году ушло на праздник, насколько мне известно?

- Я, честно говоря, не знаю, сколько всего было выделено. В октябре мы отстаивали в Думе обозначенную вами сумму. Потом начались переделки проекта, смена подрядчиков - я уже в этом не участвовал. Еще раз повторюсь, не знаю, как остальные, но ни архитектор, ни подрядчики на этом празднике, кроме стресса, ничего не заработали. Я бы тоже хотел больше прозрачности в этом вопросе. Думаю, депутаты должны поставить вопрос об обнародовании отчетности по Новому году ребром.

- По каким же критериям оценивать эффективность потраченных средств?

- Думаю, город должен вкладывать деньги только в те мероприятия, которые выводят его на федеральный уровень. Если некая организация хочет устроить какой-нибудь праздник и обращается в мэрию за поддержкой, я считаю, что администрация должна вкладывать деньги в это мероприятие, только если ожидаемый резонанс будет на всю Россию. Если город прозвучит в позитивном контексте. Например, на День тигра все жители нарядились в тигров и вышли на Центральную площадь. Это показали все федеральные каналы, интернет запестрел словом «Владивосток». Такое мероприятие необходимо поддерживать. Так же и с Новым годом. Нужно вкладывать деньги, чтобы и наши люди получили все зимние забавы, ну и чтобы об особенностях владивостокского Нового года узнала вся страна…Чтобы люди, например, в Екатеринбурге говорили: «Слышал, во Владивостоке снега нет, так они поставили по всему городу флюгеры. Тоже здорово!». Сейчас Хабаровск – центр ледяных скульптур. В этом году весь новогодний декор был ледяной, даже районные площадки. Причем в лед были заплавлены даже рыбы и цветы… Но они уже так долго над этим работают, все знают, что Хабаровск - столица ледовых скульптур, их мастера котируются в мире.

- У нас ледовые скульптуры невозможны по погодным условиям?

- Да, у нас в 2010 году были скульптуры на площади, но они быстро пришли в негодность. Кроме того, их делали китайцы, потому что своих мастеров нет, а какой смысл нам вкладывать городские деньги в чужую инфраструктуру? Нам нужно вкладывать в своих. Надо придумать свою фишку! Что-то уникальное, что можно было бы пиарить, как «уникально-исконно-владивостокское».

- Была же попытка в этом году придать всему празднику единую морскую символику?

- Да, попытка была, но не получилось, на мой взгляд. Опять же потому, что символику делали одни люди, но она никак не соотносилась ни с теми же арками на Центральной площади, ни с декором елок, который делали москвичи, ни с иллюминацией. Поэтому праздник, этот «коллегиальный» проект, оказался в итоге набором элементов, а не одним целым.

- К саммиту вы уже готовитесь? Новые памятники, скульптуры в городе появятся?

- Конечно, вкладываются большие финансовые средства, есть возможность развернуться. Очень здорово, что в 2010 мы могли многое попробовать, делали временные проекты, рассчитанные на один-два года: например, роспись подпорных стен. Задача стояла - активизировать творческие силы города. Это не такой уж простой вопрос, профессионалов-то нет. Есть молодежь без опыта, которая еще ничего не может. Есть заслуженные художники пенсионного возраста, которые мыслят идеалами прошлого, и уже много не могут физически.

Да и городу до памятников и скульптур еще далековато, мы пока только занимаемся возвратом в собственность и реконструкцией улиц и скверов. Кстати, под реконструкцию попадает почти весь город. Стадия насыщения пространства объектами малой пластики начнется чуть позже, мы пока думаем, ведем переговоры с людьми, которые это могут сделать. Главное, чтобы будущие проекты были авторскими, именными, чтобы люди знали, кого и за что хвалить и заказывать еще, а кого дисквалифицировать. Моя задача как чиновника - создать условия для максимальной реализации авторского городского искусства. Поэтому я и пошел на эту должность. В моей личной практике из десятков проектов, осуществленных во Владивостоке, не было ни одного госзаказа, в котором я бы раскрылся как автор, а не как проводник «коллегиальной» воли. То, что я считаю своими удачными, авторскими проектами – «Обитатели Миллионки», «Золотой рыбак» - мы с ребятами делали за свой счет и без всякого согласования. Это неправильно. Надо это менять!

 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика