10 декабря 2016, суббота
ОбществоВ Мире21 апреля 2009, 18:49печать

Листья растений краснеют борясь с паразитами

Английский ботаник считает, что растения меняют цвет, чтобы отпугнуть вредителей.
Свою статью в журнале ScienceNOW журналист Клэр Томас озаглавил "Красные листья сказали: насекомые, убирайтесь!". В этой статье он описывает исследование специалиста по эволюционной биологии Марко Арчетти из Гарвардского университета. Существует две гипотезы о причинах покраснения, обусловленного выработкой растением красителей антоцианов. Первая связывает покраснение с защитой листьев от солнечного ультрафиолета, а вторая - с защитой от насекомых-вредителей. Вторую гипотезу придумал доктор Арчетти, и для ее проверки он сравнивал количество покрасневших листьев у диких яблонь Киргизии и Казахстана и культурных яблонь Британии, пишут "Известия".
Различия диких и культурных растений проистекают из особенностей искусственной селекции и естественной эволюции. От культурных плодовых деревьев человек ждет наиболее крупных и насыщенных питательными веществами плодов, а диким растениям это вовсе не надо, и они эволюционируют по пути самосохранения, в частности, самозащиты от вредителей. Марко Арчетти поместил на листьях диких и культурных яблонь одинаковое количество насекомых (тли) и обнаружил, что осенью у диких яблонь покраснело более 62% листьев, а у культурных - всего лишь 3%. Далее по весне он собрал выжившую тлю, и оказалось, что на диких яблонях выжило лишь 29% насекомых, а на культурных - 60%.
Видимо, гипотеза подтверждается, осталось только уточнить, что за инсектициды выделяют растения. Наверняка эти вещества относятся к группе антоцианов (природных красителей), но важно определить конкретные формулы. Далее можно будет синтезировать эти инсектициды и заменить ими ядовитые химические вещества.
Однако у нового объяснения покраснения есть и противники в среде генетиков. Так, Энрю Флоуэлл из университета города Данди считает, что "умение" краснеть растения потеряли при селекции в сторону увеличения размера плода. Другими словами, покраснение и величина плода представляют собой генетически сцепленные признаки. Но в любом случае хорошо, что антоцианы имеют красный цвет, и мы можем наслаждаться роскошной картиной золотой осени.