Важно
Приложения
ОбществоПриморский край22 февраля 2008, 11:51печать

Во Владивостоке открывается выставка Виктора Федорова


28 февраля (четверг) 2008 года в 17.00 часов в галерее PORTMAY состоится открытие персональной выставки патриарха дальневосточного авангардного искусства Виктора Федорова «Плывущие к островам».
В экспозиции представлены ранние графические работы художника – от шестидесятых до начала восьмидесятых годов прошлого века. Свою родословную Федоров ведет от старообрядцев, которые в 17 веке бежали от преследований никонианцев в Австрию. Там родились мать и отец Виктора, им и суждено было в начале 20 века вернуться в Россию, на Дальний Восток. Художник родился в приморской Шмаковке, а в 1953 году поступил в художественное училище. Позднее он учился в знаменитом художественном училище им. В. Сурикова в Москве, но оставил его на четвертом курсе и вернулся в Приморье.

В силу эстетических и духовных разногласий с официальным режимом, художник уже в начале шестидесятых решил обосноваться на островах залива Петра Великого. Это было бегством по доброй воле, художник искал пространство, где могли бы обрести воплощение образы, которым было тесно в советском социуме. Ему нужен был открытый горизонт, и это станет необходимым условием для творчества.

Ранняя графика Виктора Федорова - рисунки карандашом, тушью и фломастером, акварели, офорты и литографии, работы, выполненные в смешанной технике, до сих пор остаются практически не известными ни широкому зрителю, ни искусствоведам. А между тем, эта графика представляет собой совершенно самостоятельную коллекцию, поразительную по разнообразию художественных приемов и техник, по оригинальности пластических решений, глубине духовного освоения и преображения реальности в набросках, рисунках и эскизах.

Рисунки Федорова в равной мере далеки как от замученных профессиональной скукой академических штудий, претендующих на копию внешнего мира, так и от формальных экспериментальных опытов. Море, натурщицы, чайки, другие сюжеты, связанные чаще всего с мифологическими, библейскими или литературными темами, - это загадка для художника, тайна бытия, которую он открывает каждый раз заново, а не протоколирует при помощи карандаша или кисти.

Федоров – неустанный наблюдатель метаморфоз природы, человеческого тела и души, пловец на волнах времени и пространства. Ступив на территорию его искусства, невольно и сам становишься странником, вдруг очутившимся в островном пейзаже, исследуя, привыкая к которому, ты постепенно открываешь, что все эти сопки и низины, бухты и скалы, головокружительные спуски к берегу и долгие линии пляжа, всего лишь створки мировой раковины, всегда хранящие в себе женщину. Или, что случается в произведениях Федорова довольно часто, детали ландшафта самым чудесным образом и составляют единое женское тело.

Освоившись в пространстве его творчества, выйдя к самой черте прибоя созданных им островов, видишь, что в натурщицах и купальщицах, в скульптурной пластике их ракурсов и неожиданной архитектуре тела таится больше природной силы и первозданной мифической поэзии, нежели эротики и чувственности в привычном для нас ощущении. Фигуры его купальщиц текучи, как само вещество вселенной, они принимают формы дерева, облаков, созвездий, камней и птиц – и этим метаморфозам нет конца.

Федоров в своей ранней графике предстает в гораздо большей степени импровизатором, чем в зрелом творчестве, когда он уже создал свою художественную систему. Рисунки, акварели и офорты еще полны поисков темы, своего материала и техники. Их отличает свобода выбора, над ними еще не довлеет интеллектуальная воля мастера, утвердившего свои собственные эстетические каноны.
Эти работы непредсказуемы, и в этой своей легкости и незавершенности они полны поэзии, волнующего намека и обаяния. Ранняя графика вся устремлена в будущее. Художника увлекает и прозрачная плывущая акварель, собранная в рисунок несколькими линиями пера, и акварель в сочетании с нежной синей пастелью, из которой рождается полная грез купальщица, и тушь, то летящая легким контуром, то застывающая объемным пятном, который в сочетании с белым окружающим полем организует все, – пространство, композицию, свет и тени.

Рисунки автора чаще рождались спонтанно, как мгновенные вариации впечатления, изобразительные метафоры, рожденные эмоциональным импульсом, а могли и собираться в определенные серии, в том случае, когда автором овладевала некая тема или желание развить захвативший его сюжет, как это случилось в серии «Библейские сюжеты». Здесь можно вспомнить и акварели из цикла «Знаки», где художник ищет предельно лаконичную и обобщенную форму для женского тела, исполненного символичности и пластической красоты.

Эти его женские торсы на маленьких листках бумаги оставляют впечатление древних эскизов для классических античных скульптур, а могут быть и копиями рисунков, сохранившихся на стенах египетских гробниц. Так, один из его портретов, сохраняя сходство с оригиналом, в итоге превратился в изображение профиля египтянки c голубой рыбкой глаза и тяжелыми ресницами. И трудно отделаться от чувства, что это взгляд души художника, психеи, как называли ее древние греки.

28 февраля 2008 года в 17.00 час. – выставка открыта для СМИ, для гостей - вход по пригласительным билетам.
С 29 февраля с 10.00-19.00 (без выходных) - выставка работает для посетителей.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика