18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения

Баптистская церковь Владивостока: путь веры, страданий и побед


В честь 100-летия церкви открыта он-лайн конференция по вопросам становления баптистского вероучения во Владивостоке

22 октября 2012, 11:23, Дейта. Во Владивостоке в ноябре пройдет празднование 100-летия со дня появления в городе первой евангельско-баптистской общины. В честь данного события Епископ Объединения Церквей Евангельских христиан-баптистов Приморского края Владимир Трохименко и кандидат философских наук, доктор исторических наук, член президиума Российского объединения исследователей религии, председатель Приморского отделения РОИР Светлана Дударенок расскажут об этапах возникновения баптизма во Владивостоке. Также специалисты в области религиоведения готовы ответить на актуальные вопросы современного богословия.

Валентина Антоновна: Здравствуйте, уважаемый Владимир, Вы всегда были баптистом? Если нет, то почему выбрали эту церковь?

Владимир Трохименко: Думаю, что веру в Бога надо выбирать сознательно. Баптистами становятся только сознательно, потому что крещение в баптистских церквах преподают только при сознательном выборе, когда человек может дать оценку своим поступкам. Если говорить обо мне, то я с раннего детства посещал баптистскую церковь в городе Владивостоке, потому что моя мать была членом этой церкви. Я вообще не помню себя вне церкви: мое детство, потом юность прошли в церкви. Когда наступило время определяться в своих отношениях с Богом, у меня не было терзаний по поводу выбора: с баптистской церковью к тому времени я уже слился, принял учение, которое исповедовалось на богослужениях, читая Библию, видел все, что говорится на собраниях, соответствует Писанию, разногласий у меня не было. Так что, доверив свою жизнь Христу раз и навсегда и приняв крещение в 18 лет, я стал членом церкви евангельских христиан-баптистов  г. Владивостока и стал баптистом.

Василий: Какие основные отличия баптистов от православных?

Владимир Трохименко: Действительно, есть отличия в веровании и в отправлении религиозных обрядов у православных и баптистов. Одни отличия видны многим, и касаются внешней стороны верований, другие отличия заметны при более детальном знакомстве с тем и другим вероисповелениями.
Вот некоторые внешние отличия между православными и баптистами, которые заметны всем:
В баптистских молитвенных домах нет икон, нет свечей, мы не поклоняемся людям, возведенным в ранг святых, не поклоняемся мощам и святым реликвиям. Но мы помним и уважаем  своих наставников, которые прошли впереди нас и оставили нам славное наследие. В православии есть  разделение в церквах на «клир» (священнослужители) и «мир» (прихожан), у баптистов же провозглашается принцип всеобщего священства и руководители поместных церквей это «первые среди равных». Богослужение у баптистов проводится на понятном языке той местности, где расположена  церковь. В православии же часто используется уже многим непонятный старославянский язык. Есть и другие  внешние различия.
Есть также и такие различия, которые не всем видны. Эти различия касаются богословия. Главное среди этих различий состоит в том, что баптисты свою веру основывают только на Библии. «Solo Scripture» - «только Писание», такого принципа придерживались христиане древних веков. Православное верование утверждается на Библии (как у баптистов), но также и на учениях отцов Церкви. Это два равнозначных источника верований православного христианина.
Но хватит о различиях. У православных и баптистов есть и много общего. Мы все верим в Одного Бога, Который сотворил все видимое и невидимое. Мы все верим в Иисуса Христа, Сына Божьего, Который пришел в этот мир спасти грешников, родился от девы Марии, умер за грехи наши, был погребен и воскрес на третий день для нашего оправдания. Мы все верим в Духа Святого, третью личность Божества, верим в воскресение мертвых, верим во второе пришествие Иисуса Христа за Своею Церковью. Это нас сближает, делает нас христианами. Это намного важнее, чем наши различия.

Анатолий Корягин: Если человек выбрал другую веру, какое у баптистов отношение к такому человеку?

Владимир Трохименко: Здравствуйте, Анатолий! Здесь есть разные причины, почему человек оказывается в другой вере, в другой церкви.
Бывают случаи, когда человек волей Божьей оказывается в местности, где нет баптистской общины. У этого человека нет возможности или способности организовать церковь  баптистского вероисповедания, поэтому он вынужден посещать  не баптистскую церковь.  Мы переживаем за таких людей, потому что понимаем, что он имеет некоторые сложности в духовной жизни.
Когда же человек сознательно уходит из баптистской церкви, то мы переживаем и за этого человека и за ту церковь, которая принимает такого человека. Мы признаем, что любой человек имеет право на свободу совести, и мы не должны перестать уважать за его новое  понимание веры. Только крайне редко происходят такие перемены искренне. Чаще всего за таким событием стоит конфликт. И вот поэтому я переживаю за такого человека. Я переживаю за другую церковь, потому что в ней появляется новый конфликт, новые трудности. И притом практика показывает: однажды переменив убеждения, в следующий раз изменить убеждения еще легче. И сменить церковь во второй раз тоже легче.

Мария: Баптисты в России известны как законопослушные граждане, ведущие здоровый и трезвый образ жизни, трудолюбивые и честные. Почему же тогда в обществе к баптистам настороженное отношение?

Владимир Трохименко: Спасибо Мария за вопрос. Похоже, что Вы встречались с верующими, и, возможно, с баптистами. Действительно, верующие в Бога люди отвечают тем характеристикам, которые Вы привели в своем вопросе. И закономерен Ваш вопрос: «Почему такое отношение к ним?»
Есть несколько причин этому.
Историческая причина. Когда в нашей стране власть захватили большевики-коммунисты, то они для себя приняли принцип «воинствующего атеизма». Это не просто отрицание существования Бога, но активная борьба против тех, кто верил в Бога. Как велась эта борьба Вы можете узнать из исторической литературы. Еще могу предложить книгу «Авэн-Эзер» (автор А.Дементьев), рассказывающую о евангельско-баптистском движении у нас в Приморье с 1911 по 1990 гг. В своей антирелигиозной борьбе коммунисты не брезговали даже откровенной ложью. Так они говорили, что баптисты приносят в жертву своих детей, совращают молодежь, на своих собраниях занимаются развратом, насильно затягивают в секту. Много разных лживых историй ходило среди простого народа, чтобы создать атмосферу нетерпимости к верующим. Пропаганда атеизма велась очень активно, и в сознании людей сформировалось устойчивое мнение о баптистах: это плохие люди, их надо опасаться. До наших дней это мнение все же докатилось. С нами живет поколение людей, которое родилось и выросло при Советской Власти. У них продолжает существовать прежнее негативное мнение о баптистах, и они  продолжают его распространять. Конечно же, влияние такого мнения сегодня значительно слабее, чем прежде.
Религиозная причина. Сегодня негативное отношение к баптистам, к сожалению, формируется под воздействием православия. Баптистов наряду со всеми инославными записали в разряд сект. Баптистов, одни из самых миролюбивых верующих,  поставили в одном ряду с явно террористическими и нехристианскими организациями. Многих людей поначалу сильно пугало слово «секта». К счастью, есть подобные люди, как Вы, которые критически относятся к таким заявлениям о сектах, и предпочитают поближе узнать верующих.
Причина в образовании. Не будем винить всю систему образования. Уже нет в высших учебных заведениях такого предмета как атеизм. Раньше он был, и студенты пусть слабо, но все же имели представление о религии. Сегодня сведения о религиях не предоставляется ни административным работникам, которые должны бы разбираться в этих вопросах по долгу службы, ни журналистам, которые формируют мнение народа через СМИ.
Внецерковная причина.   Много людей сегодня не хотят обременять себя поиском истины, перепроверкой поступающей к ним информации. Они где-то что-то услышали о верующих (чаще это негативная информация, чем позитивная), приняли ее к сведению, но очень редко они зайдут в молитвенный дом к баптистам. А вдруг чего с ними случится там?! И утверждаются в своем мнении и другим при случае передадут.
Церковная причина.   Суть ее в том, что баптисты мало о себе информируют, поэтому-то люди и не знают о нас. Последнее время эта ситуация изменяется: церкви имеют свои сайты, где выставляют информацию о себе, проводят свои мероприятия открыто перед людьми, распространяют печатную продукцию, Библии и Новый Завет, организовывают летний отдых не только для верующих, но и для не таковых.

Александра Игоревна: Что вы несете русскому народу ценного, чего он не мог бы найти в православии?

Владимир Трохименко: Если бы меня попросили дать оценку вопросам, которые прозвучали, поступили для обсуждения, то этому я дал бы самый высший балл! Мне легче было бы ответить на вопрос: что ценного народу русскому несут православие и баптизм? Но нет, передо мной стоит другой вопрос, и он очень сложный.
Ответ бы начал так: ничего другого истинно (в Божьем свете) ценного, что есть в православии, баптизм не дает. Вы удивлены откровенным ответом? Поясню. Баптисты тоже хвалятся Христом, и только Христом. Православие ценно ничем другим, как только Христом, но при этом они поклоняются не только Христу, но и людям, возведенным в ранг святых, но это не по Библии (см. Новый Завет, Деяния Апостолов 10 глава 25 и 26 стихи).
Баптисты ценят Библию, как писание Бога. И православные ее ценят. Скажу больше, они в 19 веке перевели ее на язык современников. Но к Библии они присоединяют труды отцов церкви. Я не понимаю, как можно в один ряд поставить безошибочного Бога и людей, которым свойственно ошибаться?
Баптисты заключают завет с Богом через крещение. Оно совершается в возрасте, когда человек может дать самому себе оценку, сознательно признает себя грешником, и отдается в милость Божью на всю свою жизнь. Крещение у баптистов совершается бесплатно, как и все другие религиозные обряды. Православные тоже крестят, иногда за деньги, иногда в бессознательном возрасте, когда человек за себя не отвечает.
Баптисты требуют от своих членов послушания Божьим словам, которые записаны в Библии. На это человек в баптистских церквах соглашается добровольно, без какого-либо принуждения. Более того, баптисты строго следят за тем, чтобы практическое применение святой (отличающейся в лучшую сторону) жизни осуществлялось не раз от разу, не периодически, а постоянно. Православие тоже призывает жить святой жизнью по заповедям Христа. И я радуюсь, что и среди православных немало стремящихся к чистой, добродетельной жизни. Ответьте только на два вопроса: сколько православных сидит в тюрьме, (не за свои убеждения естественно) и сколько там баптистов?
Можно продолжать, но ограничусь этими сравнениями. Баптисты  ничего другого истинно ценного (в Божьем свете), что есть в православии, не принесли. Но они несут русскому народу истинные Божьи ценности без каких-либо человеческих примесей.

Анастасия: Светлана Михайловна, почему вы участвуете в этой конференции, ведь баптисты - еретики-сектанты?

Светлана Дударенок: Я считаю, что баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня и пятидесятники для нашей страны являются традиционными религиозными организациями, более вековое их существование в нашей цивилизационной среде адаптировало их вероучение к российской ментальности, позволило выработать свои социальные доктрины и определить свое место в российской действительности.
Для российского Дальнего Востока, который изначально осваивался людьми с различными вероисповедными и этническими корнями протестантизм (баптизм, евангельское христианство, адвентизм и пятидесятничество), история которых не прерывалась даже в самые страшные советские годы,  религии, которые необходимо признавать традиционными, в дополнение к другим исторически призванным. Тем более, что количество протестантских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке значительно опережает количество исламских, иудейских и буддистских общин. Не использовать возможности протестантских церквей в решении назревших проблем дальневосточного региона не просто расточительно, а глупо.
Чтобы осознать, что данные церкви такие же традиционные они должны сами, совместно с научным сообществом региона восстановить свою историю, роль своих церквей в хозяйственном и культурном освоении региона.

Олег Суровый:  Часто приходилось слышать, что протестантизм в России привезли американские и корейские миссионеры в 90-х годах. А тут они вдруг празднуют 100-летие... Есть ли документальное подтверждение что протестанты у нас так давно?

Светлана Дударенок: Я не знаю где и от кого Вы это слышали. Это могли сказать только те, кто не знает не только  истории родного края, но и истории родной страны. Наличие в законодательстве Российской империи запретительных статей против штундистов (именно так называли первоначально баптистов) говорит о том, что они не просто БЫЛИ. А доставляли царским властям определенное беспокойство. Я не буду возражать против утверждения, что наиболее динамично протестантские общины стали развиваться у нас после принятия закона «О свободе вероисповедания» (1990 г.) и что протестантам, в отличие от православных, значительную помощь в организации нормальной религиозной жизни оказывали в эти годы их зарубежные единоверцы.

Марина Ильдаровна:  Правда ли, что советская власть относилась к протестантам намного мягче, чем к православным?

Светлана Дударенок: В первые годы советской власти до 1929 года советская власть, действительно, относилась к протестантским общинам более лояльно, чем к православным. Протестанты в этот период смогли не только организационно оформиться, но и создавать производственные и сельскохозяйственные артели, различные общественные организации, созывать съезды и пр. на Дальнем Востоке этот процесс шел наиболее бурно и по сравнению с другими регионами страны в 1920-е годы протестантизм у нас развивался наиболее динамично. Некоторые протестантские лидеры этот период (1917-1927) назвали «золотым десятилетием» российского протестантизма. Я не совсем согласна с таким утверждением, так как первые репрессивные мире против протестантов, даже у нас на Дальнем Востоке применяли уже в 1923 году.
Почему советская власть была к протестантам более либеральна? Потому, что ей необходимо было ликвидировать наиболее организованную и крупную религиозную организацию – Русскую православную церковь. После принятия Постановления ВЦИК и Совнаркома «О религиозных объединениях» под каток государственной машины попали все религиозные организации как православные, так и протестантские.

Саша: вот вы говорите, поменяв убеждения, второй раз поменять еще легче, но ведь вы же уже их поменяли один раз став баптистом, а не православным где гарантия, что вскоре вы не станете мормоном или свидетелем Иеговы?

Владимир Трохименко: Спасибо Саша, что Вы читаете переписку и размышляете при этом. Я всегда приветствую такое аналитическое чтение. Теперь ответ на Ваш вопрос. В моем случае очень трудно сказать, что я поменял свои верования. Как уже Вы читали, то  я родился в семье, где мать уже посещала баптистскую церковь. Можно сказать так: «я с молоком матери воспринял» убеждения баптистов. О православии и речи не было в среде, которая меня окружала. Тем более я родился и вырос, принял Господа и крещение по вере в то время, когда вера в Бога не то, что не приветствовалась, но более: таких людей считали неблагонадежными, с ними боролись. Поэтому нельзя меня считать перебежчиком в другую веру.

Но, может быть, Вы говорите о Православии, как исконной вере русского народа, и всякий случай неправославного верования надо рассматривать, как оставление «веры отцов»? Если так стоит вопрос, то я с ним не согласен. Православие появилось на Руси в конце 9 века. Вот если бы оно возникло в недрах России, то еще можно было бы говорить о русской вере. Но Православие пришло к нам из-за границы, из Византийской империи – современная Турция. И прошло несколько столетий прежде, чем Православие распространилось по всей древней Руси. А изначальная вера Руси – язычество. А через почти 1200 лет очень трудно помнить свое происхождение.

Виктория: А почему распространено мнение, что баптисты приносят жертвы и едят детей?

Владимир Трохименко: Здравствуйте Виктория. Спасибо за вопрос. Такое  негативное мнение о баптистах появилось во времена антирелигиозной борьбы в советском государстве. Эта борьба против веры в Бога широко развернулась примерно с 1927 года, и практически до середины 80-х прошлого столетия не прекращалась. Ну как отвратить людей от баптистов? – Напугать их страшилками, и стереотип готов.

Сегодня продолжают жить люди, которые родились в выше указанный период. Это наши дедушки и бабушки, отцы и матери. У людей в солидном возрасте очень трудно поменять убеждения даже если они ошибочные. Вот и продолжает существовать не очень хорошее мнение о баптистах. И есть люди, которым существование этого мнения на руку.

Вот только надо подумать: баптизм в мире существует более четырехсот лет. В этом году исполняется 145 лет, как баптизм появился в России. Сто лет отмечаем  сегодня баптизму в Приморском крае. Баптистские церкви зарегистрированы в органах Юстиции Российской Федерации, баптисты открыто осуществляют свою деятельность в городах и поселках. И неужели правоохранительные органы закрывают глаза на такое ужасное действие, как жертвоприошение и пожирание детей? Неувязочка...

Игорь Иванович: Как Ваша церковь отнеслась к инциденту  с Pussy Riot? Сегодня многих интересует мнение от различных религиозных организаций  по этому случаю. Общественное мнение разделилось. Как церковь баптистов отнеслась с инциденту?

Владимир Трохименко: Это не приятный случай для любой религиозной организации, это нарушение общественного порядка. Но не стоило раздувать из этого грандиозный скандал. Может быть,  просто, это кому-то было нужно? Например для того чтобы появился законопроект об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Мы бы не стали, а может быть нам и не дали так сгустить краски, если бы подобный инцидент произошел в баптистском доме молитвы. Бог повелевает в Священном Писании таковых прощать (Новый Завет, Евангелие от Луки 11 глава 25 стих), а суд отдать справедливому Богу (Новый Завет, послание Римлянам 12 глава 19 стих). Но такая реакция естественна в «светском» государстве, где, к большому сожалению, происходит тесное соединение религии и власти. Что из этого может получиться, в истории России уже есть примеры, увы, печальные…

Николай: Как считаете, происходит или нет сращивание государственного аппарата с институтом РПЦ в современной Россией? Если да, то, как к этому относитесь?

Светлана Дударенок: Процесс клерикализации в нашей стране идет. Как можно к этому относиться? Только отрицательно. При  сращивании интересов государственного аппарата и церковных структур Церковь  просто напросто теряет право критиковать власть.

Виктория: Скажите, как вы относитесь к тому, что глава РПЦ разрешил священнослужителям участвовать в выборах, если те собираются бороться с противниками православной церкви? Разумно ли это?

Светлана Дударенок: Это разрешение противоречит даже Уставу Русской православной церкви, где говориться о том, что Церковь не будет заниматься политикой.  Православный верующий как и любой гражданин РФ может принимать участие в выборах, выдвигать свою кандидатуру на любую административную должность, а вот чиновникам от Церкви, вороятно. этого делать не стоит

Ирина: Здравствуйте Светлана. Хотелось бы узнать ответ. Насколько мне известно, в большинстве случаев баптисты, находят себе пару среди единоверцев. Возможен ли брак между баптистом и православным христианином. Если да, то в какой форме будет проходить свадебный обряд: по православным традициям или по евангельско-баптистской общины.

Светлана Дударенок: Мне представляется, что в браке между представителями родственных христианских религий нет ничего предосудительного. Если молодожены не договорятся ( а, вероятно, они не договорятся, так как православных священник не будет венчать некрещенного по православному обряду  брачующегося), то будущие супруги должны заключив гражданский брак (а только такой брак имеет юридическую силу) жить, любить, уважать друг друга, воспитывать детей по христиански независимо к какому направлению христианства они себя относят

Сергей:  Баптисты соблюдают посты?

Владимир Трохименко: Приветствую Вас, Сергей. Спасибо, что Вы присоединились к нашим рассуждениям о баптизме.

Мы следуем словам Священного Писания, и там, в Ветхом и новом Заветах, много говорится о постах. Мы, баптисты стараемся следовать указанию Библии в этом вопросе.

1. Священное Писание о посте указывает, что важнейшей частью является его духовная составляющая, а не физическая. Многие понимают пост как простое голодание. Это не правильно. Главное приблизиться к Богу, взывать к Нему, чтобы быть услышанным, смириться перед Ним, чтобы быть принятым. Не принятие пищи при этом лишь помогает, но не является двигающим моментом. Что говорит Библия об этом можно прочитать в Ветхом Завете в книге пророка Исайи глава 58, в Новом Завете Евангелие от Матфея 6 глава 16-18 стихи. Это не весь перечень текстов, где есть упоминание о посте.

2. Баптисты не придерживаются православного календаря постов, при этом мы не осуждаем его и тех, кто следует ему.

3. Баптисты обычно воздерживаются от приема пищи на весь период поста. Есть случаи, когда участники могут принимать пищу, но это физически ослабленные или больные люди. Но и при этом, они все же придерживаются ограничения в пище.

4. Пост у баптистов может быть коллективный (от 2 человек и более) и индивидуальный.

5. Обычно, мы не придерживаемся и точных сроков поста, т.е. однодневный или трехдневный, или 7 дней, 14, 21 или 40 дней. Длительность поста зависит от цели, которую верующий человек или группа верующих ставит перед собой. Тем более, Бог смотрит не на наше изнурение плоти в этот момент, а на сокрушение нашего духа перед Ним.

Более полно о посте в баптистских церквах Вы можете узнать в беседе с пресвитерами наших церквей.

Марина: А как баптисты справляют свадьбы и отмечают праздники?

Владимир Трохименко: Марина, здравствуйте. На Ваш вопрос коротко ответить затруднительно. В данном случае права русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но скажу, на праздниках и свадьбах унылого духа нет, все радуются. Приемлемы уместные шутки, даже смех. Естественно звучит много текстов из Библии. На свадьбах в первую очередь идет библейское наставление. При праздновании бракосочетания на столах нет спиртного, мы не кричим «горько», нас радует само событие, по поводу которого совершается то или иное торжество.  Говорить здесь можно много. Приходите на наш праздник, посвященный 100-летию начала проповеди Евангелия во Владивостоке, который будет проходить в Пушкинском театре 04 ноября 2012 года. Начало в 16 часов. Вход свободный. Адрес театра: Владивосток ул. Пушкинская 27. Рады будем, если Вы посетите наш праздник.

Валентина: Владимир Григорьевич, баптисты зачастую очень настойчиво предлагают свою веру окружающим их людям, "пристают" на улицах предлагая духовную литературу и приглашая к себе в церковь. Для чего вы это делаете? Не является ли это навязыванием вашей веры? Православные, например, этим не занимаются.

Владимир Трохименко:Здравствуйте Валентина. Ваш вопрос меня одновременно ввел и в недоумение и в радость. Удивлены? Но это так. Дело в том, что наш Господь в Своем напутствии остающимся на земле ученикам заповедал: «Идите по всему свету и возвестите Радостную Весть всем людям! Тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен, а кто не поверит, будет осужден» (Новый Завет, Евангелия от Марка 16глава 15 и 16 стихи). И я считаю, что это нормально послушаться Того, Кто за тебя пострадал, умер и воскрес. Посмотрите с этой точки зрения на людей, кто говорит Вам о Христе.

Еще один момент. Мы не ставим цель завлечь кого-либо в религиозную организацию. Нет. Наша цель рассказать  всем о Христе, о Сыне Божьем, о том, что человек находится в опасном духовном состоянии, если не знает Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Мы хотим рассказать, что человек на земле находится 70, при большей крепости 80 лет, а потом он не уходит в небытие, но предстанет на суд Божий, где ему зададут вопросы: «За время пребывания на земле ты признал Иисуса Христа Сыном Божьим, Которого Бог послал умереть за грехи всех людей? Ты поверил, то он твой Спаситель от вечных мук ада?  Ты произнес молитву покаяния?»

Как Вы думаете, если на эти вопросы ответить «Нет», окажется ли такой человек в раю? Или он окажется в месте вечных мучений. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (Новый Завет 1 послание апостола Иоанна 5 глава 12,13 стихи).

Еще раз повторяю не завлечь в организацию наша цель, но рассказать Радостную Весть, которую должны знать все люди. А дальше Вам решать: прийти в собрание к баптистам, или проигнорировать их свидетельство. Мы, баптисты, утверждаем принцип «Свободы совести для всех».
Я порадовался, что подошедших к Вам людей Вы назвали баптистами. Но действительно ли это были баптисты? Потому что чаще на улице Вы встретите Свидетелей Иеговы. Но о них это отдельный разговор. Благословений Вам от Бога.

М.Б.Сердюк: Очень хорошо, что проходит эта конференция: жители Приморья получили возможность узнать больше об одной из старых и крупных христианских церквей г. Владивостока. Вот только 100-летие вызывает сомнения. 100 лет первой общине баптистов в Приморье исполнилось ещё несколько лет назад, а 100 Дальневосточного союза баптистов исполнится в 2013 г. Так от чего отсчёт ведется?

Владимир Трохименко: Речь идет о 100-летии церкви во Владивостоке (!), а не Приморском краеи, тем более, не на Дальнем Востоке.
Действительно, в Приморском крае есть более старая община в Лесозаводске (бывшее село Лутковское). НаДальнем Востоке есть общины, которым уже больше 120 лет.

Для Владивостокской общины за точку отсчета взята дата первого богослужения, проведенного легально, с разрешения Владивостокской полиции (15 мая 1912 года). Описание этого первого богослужения есть в воспоминаниях его организатора баптиста Ефима Викентьевича Забудского. Эти воспоминания спустя 9 лет были опубликованы  в издавашемся во Владивостоке баптистском журнале "Благовестник" (No.5 за 1921 год).

Вместе с описанием контекста событий выдержки из воспоминаний Забудского приводятся в книге А. Дементьева "Авен-Езер. Евангельское движение в Приморье. 1898-1990 годы", глава 3, стр. 18-22.
 

Евгений: Здравствуйте! Расскажите , в чью пользу закончилась судебная тяжба с мэром Игорем Пушкаревым вокруг  Дома молитвы.

Владимир Трохименко: Судебная тяжба вокруг Дома молитвы закончилась в пользу Церкви. На сегодняшний день второй этаж и подвал дома по Народному проспекту 2в переданы в собственность Церкви и зарегистрировано право собственности на них. Мы рады, что судейский корпус Приморского края подошел к данному вопросу без предубеждений и защитил нарушенное наше законное право на данное имущество. Все решения судов отчетливо обозначили, что в Российской Федерации религиозные организации, существующие в правовом поле, перед законом равны, а арбитражный суд даже согласился с нашим доводом о том, что  действия Администрации города Владивостока свмдетельствуют о наличии в них признаков недобросовестности (ст 10  ГК РФ). К сожалению, весь этот процесс показал, что у администрации города не совсем правильный подход к конституционной основе «светскости»  нашего государства. Было бы правильным не ставить церковь баптистов в безвыходное положение, что нам ничего не оставалось делать, как только обратиться в суд, а передать данное помещение на добровольной основе, подчинившись закону. Мы, как верующие люди, в глубоком смирении, с благодарностью Богу, принимаем это благословение. В этой судебной тяжбе совершенно отсутствовало соперничество с властью «кто кого» а защищалось историческое право верующих на дом, с которым связан  35-ти летний пройденный путь церкви. Думаю это существенная часть той даты, которую мы празднуем в этом году. Мы благодарны общественности, и сообществу верующих евангельских церквей за то, что поддержали нас в этой непростой  ситуации. Благословений Божиих всем.

Николай: Светлана Михайловна, в нашей стране возраждается казачество но с оттенком "защиты православной веры". Не приведет ли это к религиозной вражде по отношению к "иноверцам" коими, по мнению православных, являются и баптисты?

Светлана Дударенок: С моей точки зрения дело не в возрождении казачества и православии, а в людях. Интересным является тот факт, что среди дореволюционного дальневосточного казачества были  баптисты и евангельские христиане. Хотя их было не так много, но они были! Так же как и православные казаки, они считали себя защитниками рубежей Российской империи и действовали в соответствии с этими  своими представлениями.

Юлия: Светлана Михайловна, здравствуйте. Применимо ли к нашей стране такое название как "Русь Святая" не самоуверенно ли такое заявление и почему мы не встречаем такого названия других государств, например "Святая Америка" или "Святая Канада" или "Святой Китай"? С чем это связано?

Светлана Дударенок: Чтобы ответить на этот вопрос нужно прочитать целую лекцию об истории нашей страны, о роли в ее истории православной церкви, о западниках и славянофилах, о концепции «Москва - Третий Рим», об Уваровсмкой формуле «православие-самодержавие-народность» и т.д. Мне представляется, что в настоящее время словосочетание «Русь Святая» скорее литературный образ, литературный прием для выражения  любви  к  своей Родине и признание ее самобытности.  В других странах тоже есть различные способы выражения особости. Так китайские правители, претендуя на родство с Небом,  называли свою страну Поднебесная империя (тянь-ся), а себя – сыновьями Неба (тянь-цзы). В средневековом Китае эта концепция означала, что китайские правители  принимали на себя ответственность за весь мир, в который они включали собственно Китай и его варварскую периферию, которая, по их мнению, явно тяготела к центру, то есть  черпала все свои знания и умения в Поднебесной. Именно поэтому они и отгородились от «варваров» Великой китайской стеной. Подобное отношение к «варварам» у китайцев осталось и до настоящего времени.

Валентина: Светлана Михайловна, скажите, вы можете сказать о себе, что вы верующий человек, если да, то Ваши религиозные убеждения ближе по духу к протестантскому вероисповеданию или к православному?

Светлана Дударенок: Вопрос конечно интересный и я отвечу на него так, как всегда отвечаю на этот вопрос в студенческой аудитории. Я человек светский, но в то же время  православноориентированный. Православие определило, хотим мы этого или не хотим, кальку российской культуры. Даже наши российские татары сначала россияне, а потом мусульмане. Кем бы мы ни были, верующими или неверующими, православными, баптистами, буддистами и пр. наше отношение к жизни, работе, порядочности, непорядочности, чести, бесчестии и пр., что мы россияне не имеем серого, а все у нас делится на белое и черное, что мы  шарахаемся из крайности в крайность – есть следствие того, что  наша культура и российский менталитет во многом определились господством православной традиции. Даже наши сказки, в которых… жил-был Иван дурак, а тут в молоко кипящее прыгнул и стал красавцем и умницей, все по щучьему велению, а не в  следствии тяжелого труда – следствие господства в культуре православного отношения к миру. А пословицы наши (иностранцам их просто не понять и не объяснить их смысл): «Закон что дышло, куда повернул туда и вышло», либо «От работы кони дохнут», «Как бы поменьше работать, а побольше зарабатывать»  - это все следствие православного отношения к миру, что истинная жизнь это только потусторонняя жизнь, что спасения достоин только тот, кто усерден в церковной (а не мирской) жизни…. Любой россиянин,  если он знает ничего о православии,  не в состоянии будет понять Толстого и Достоевского, Мережковского и Гипиус и пр. Повторяю, я человек светский, но считающий, что любой россиянин, для того, чтобы лучше понимать и знать свою историю и культуру должен ЗНАТЬ (я не говорю принимать, а именно знать) православие.
 
Денис: Светлана Михайловна, какую оценку вы можете дать инициативе законодателей ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих? Чувства верующих каких конфессий будет защищать данный законопроект на ваш взгляд? Будут ли защищены данным законом религиозные чувства протестантов? И как защитить чувства тех, кто не придерживается никакой религии?

Светлана Дударенок: Отношусь я к этой инициативе отрицательно, так как измерить эти чувства практически невозможно. Так, например, с моей точки зрения, Пуськи  совершили просто хулиганскую выходку за которую они должны были получить суток 15 или штраф, но не 2 года реального срока. В уголовном и других кодексах РФ предусмотрены различные виды наказания за деяния связанные с нарушением равного для всех права на свободу совести и вероисповедения. Зачем придумывать новый закон, не лучше ли использовать уже существующие? Я согласна с Вами Денис, что этот законопроект, хотя и претендует на защиту религиозных чувств всех верующих, может быть использован в качестве инструмента борьбы с религиозными конкурентами, которыми для православных могут оказаться и российские протестанты.

kostroma: Светлана Михайловна, насколько вообще история протестантов в России и на ДВ у нас изучена? Остались ли еще "белые пятна", где могли бы себя проявить исследователи?

Светлана Дударенок: Этих «белых пятен» так много, что работы хватит для целого поколения историков. История дальневосточных протестантов пока представлена в основном в статьях. Обобщающих трудов по истории  протестантских конфессий практически нет.
 

Май  Шалунов:  Хоть по Конституции РФ церковь и отделена от государства, но жить в обществе и  быть  свободным от общества нельзя. Как Баптистская Церковь относится к нынешнему политическому режиму в стране?

Владимир Трохименко: Приветствую Вас, Май. Спасибо за вопрос. Действительно, любая церковь, а не баптисты только, отделена от государства. И это отделение не надо понимать как выделение, выбрасывание, будто церковь находится вне закона. Нет. Отделение церкви от государства означает то, что государство не вмешивается в внутреннюю жизнь и установления церкви. Государство не может назначать руководителей или указывать церкви кто должен им быть, не в праве вмешиваться в решения церкви и др.

Но при этом члены церкви являются гражданами светского государства, и они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими людьми. Поэтому надо различать понятие «церковь», которая отделена от государства, и понятие «член церкви», который при всем является еще и членом государственного общества.

А как относиться к государственной власти нас учит Библия. В Новом Завете послании Римлянам 13 глава 1-7 стихи говорят следующее:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».

Я думаю, что этот текст ясно говорит всем, что такое государственная власть, чем она должна заниматься, и как ее мы должны воспринимать.

Есть и следующий текст: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (Новый Завет 1 послание Тимофею 2 глава 1-3 стихи). Здесь также заявлено наше отношение к нынешнему политическому режиму в нашей стране.

Скажу так: священное Писание достаточно много и ясно говорит об отношении верующих людей в Бога к тому государству и его государственным деятелям, в котором они живут. Приведу последнюю цитату из Библии. Это слова Иисуса Христа: « Он (Христос) сказал им (лукавым людям): «итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Новый Завет, Евангелие от Луки 20 глава 25 стих).

Александр:  Если  бы  акция,  подобная той, что произошла в храме Христа Спасителя  (дело  Pussy  Riot),  произошла  в  вашем  молитвенном доме, настаивали  ли  бы вы на уголовном преследовании участниц? Считаете ли вы   2   года   лишения  свободы  адекватным  приговором  за  подобное хулиганство?  Как  вы думаете, против чего выступили участницы группы?

Владимир Трохименко: Здравствуйте Александр. Отвечу по порядку.

1. Я, как руководитель церкви, не стал бы настаивать на уголовном преследовании. Это потому, что Библия говорит нам прощать таковых, даже если они не принесут своих извинений. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Новый завет, Евангелия от Матфея 5 глава 44-47 стихи).

2. По второму вопросу я ничего не могу Вам ответить. Есть судебные органы, которые принимали решение, Есть адвокаты, которые могут обжаловать это решение. Мое мнение здесь не имеет значения. Извините.

3. Мне трудно говорить о целях этого скандального поступка. Если участницы ставили цель стать известными, то они с огромным успехом этого достигли. О них заговорили не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Спасибо за Ваши вопросы.

sergey: стою на перекрёстке из  сотни  дорог,  и не знаю пути - православные, католики, протестанты, иудеи  и даже мусульмане, у всех один бог и один пророк -Христос, одна книга  - ветхий  завет  кроме ислама, а все в разные стороны, а другую клянут,  так  вы  у  себя  не  можете разобраться и Господь вам не в помощь,  а  что  делать  нам, может надо создать одну церковь и дурить народ СООБЩА.

Владимир Трохименко: Здравствуйте Сергей, и спасибо Вам за прямое и честное заявление. Согласен с Вами, что  достаточно трудно разобраться в религиозной обстановке вокруг Вас. Разрешите немного просветить Вас, чтобы лучше понимали что к чему.

1. По отношению к Богу.

Православные, католики, протестанты признают Бога Единого в трех лицах. Иудеи и мусульмане признают Бога в одном лице, и для них православные, католики и протестанты – многобожцы.

2. По отношению к Иисусу Христу.

Православные, католики и протестанты признают Иисуса Христа Сыном Божьим, Который наравне с Богом Отцом существовал всегда. Этот статус очень сильно отличается от понятия пророк.

Иудеи и мусульмане Иисуса Христа признают как за одного из пророков. Причем в иудействе главным пророком является Моисей, а у мусульман главный пророк – Мухамед.

3. Священное Писание.

Для православных, католиков и протестантов главной священной книгой является Библия, состоящая из двух частей – Ветхий и Новый Заветы

Для евреев главной книгой является Тора.

Для мусульман главной книгой является Талмуд.

Поэтому есть различия, в результате которых мы не сможем объединиться под одно название. Хотя есть вопросы, где все стороны мыслят одинаково.

Что Вам посоветовать? Пойдите в ближайшую к Вам церковь, походите на их богослужения. Если это будет ВАШЕ - Вы там останетесь. Если это будет не ВАШЕ – не будет греха в том, что Вы пойдете искать ВАШЕ в другой церкви.

И пользуясь случаем, приглашаю Вас посетить организуемую баптистами встречу посвященную 100-летию проповеди Евангелия во Владивостоке.

Май Шалунов: Вопрос к Владимиру: Вы говорите, что основываете веру на Библии. Но ведь еврейский фольклор 2000-летней давности претерпел массу изменений. Целые главы сознательно искажались и выбрасывались из канонического текста. Плюс,  не исключена вероятность и чисто технических ошибок при переводе, поскольку библейские тексты писались на древнееврейском, затем переводились на греческий, затем только на языки народов Европы, в том числе и кириллицу. Отсюда 2 вопроса: на каком именно варианте Библии основывается ваша вера, и как баптисты относятся к недавно обнародованным библейским текстам о жене Иисуса?

Владимир Трохименко: Еще раз приветствую Вас Май. Спасибо за интересный вопрос. Вступление к вопросу показывает Вашу определенную религиозную информированность. Не часто встретишь таких людей. Но позвольте мне возразить Вам по поводу 2000-летней истории. Для евреев Священные Писания это фольклор. Для них  - это Слова Бога. Сделать ошибку при переписывании считалось большим грехом, ошибок не исправляли, а  испорченный свиток просто сжигали. Исследователи Библии, сравнивая тексты Священных Писаний разного времени (разница в 300-500 лет), не нашли в них каких-либо расхождений. Это доказанный факт.

Согласен, что вопрос перевода текста на другой язык трудная задача. И весь процесс перевода имеет много принципов, которые направлены на то, чтобы смысл перевода как можно точнее отражал смысл текста оригинала. Эта работа долга, кропотливая, занимающая несколько лет или десятилетий. Достижения науки последних лет доказали, что Синодальный перевод Библии на русский язык (распространен в нашей стране) очень близок по смыслу к тем древнейшим источникам, которые сегодня есть в наличие. Все же, и он имеет некоторые неточности, но они не касаются основополагающих истин Священного Писания.

Конечно же, в основе нашего верования лежит Библия на русском языке. Это прежде всего так называемая Синодальная Библия, переведенная на разговорный русский язык в 1876 году. Кроме русской Библии многим верующим доступны переводы на другие языки, а также тексты на древнееврейском и древнегреческом языках.

На второй вопрос отвечу кратко. Я не верю в богодухновенность таких историй. Считаю, что это очередная попытка внести сумятицу в мысли неутвержденных людей.

Спасибо за Ваши вопросы и Вашу активность.

 

 

ЭПИ "Дейта"
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Авторизоваться
ВойтиРегистрация
   
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика