8 декабря 2016, четверг
ОбществоВ Мире22 ноября 2007, 16:54печать

Ученые придумали, как растить стволовые клетки из клеток кожи

Американским и японским ученым удалось получить из обыкновенных клеток человеческой кожи без применения технологии клонирования группу клеток, которые похожи и ведут себя как стволовые клетки, получаемые из эмбрионов.
Это сенсационное открытие, о котором стало известно во вторник ночью, наконец-то может разрешить давний медико-этический спор об использовании стволовых клеток, противники которого, среди которых немало известных политиков, считают неприемлемым использования в качестве материала для получения стволовых клеток оплодотворенные яйцеклетки.

Белый Дом незамедлительно приветствовал это научное достижение, так как президент США Джордж Буш является одним из самых ярых противников исследования эмбрионов, несмотря на то, что ученые говорят, что до окончательного решения проблемы еще пока далеко, сообщает агентство Рейтер.

"Мы не пытались решить этические разногласия - мы просто хотели найти альтернативный подход, который был проще и быстрее", - говорит Джеймс Томсон из Университета Висконсина, который возглавлял команду американских ученых.

"Это открытие является гигантской вехой в развитии науки - биологическим эквивалентов первого самолета братьев Райт", - говорит доктор Роберта Ланца из компании Advanced Cell Technology, которая занимается подобной проблемой.

"В настоящий момент никакого практического применения им нет, но оно возможно через несколько лет. Это настоящий Святой Грааль - взять несколько клеток у пациента, к примеру, небольшой мазок или несколько клеток кожи, и превратить их в лаборатории в стволовые клетки", - говорит она.

Ученые соглашаются, что до начала применения технологии для лечения людей нужно подождать еще несколько лет. Непосредственно сейчас, эта технология может использоваться для изучения заболеваний или действия лекарств.

"Мы должны быть уверены в том, что клетки окажутся безопасными для людей", - говорит Синия Яманака из Университета Киото, где работала японская группа ученых.

Новые клетки, которые получили название индуцированные полипотенциальные стволовые клетки, выглядят и функционируют как эмбриональные стволовые клетки - базовые клетки, из которых формируются все ткани и органы человеческого организма.

Обе команды ученых использовали лишь четыре гена для трансформации обычных клеток кожи или фибробласта, в индуцированные полипотенциальные стволовые клетки или клетки IPS.

Японские ученые трансформировали кожные клетки в клетки сердца, которые начали сокращаться в унисон.

Скорее всего каждый метод будет запатентован отдельно.

Обе команды ученых говорят, что новые клетки пока еще не готовы для того, чтобы быть использованы для людей, поскольку они использовали ретровирус, для того чтобы привить новые гены клеткам кожи. Пока еще не ясно может ли этот вирус вызывать генетические мутации, которые могут привести к возникновению рака или других побочных эффектов.

"Даже если мы получили этот новый идеальный источник клеток, это не решает проблему, как применить их к организму и заставить работать", - говорит Томсон.

Кроме того, открытие вряд ли окончательно решит давнее политические и этическое противостояние вокруг применения стволовых клеток.

Сторонники использования эмбриональных клеток, среди которых почти половина Конгресса США призывают не отказываться от продолжения изучения действия эмбриональных стволовых клеток и изучать все возможные варианты лечения таких болезней как диабет, болезнь Паркинсона и травмы спинного мозга.

Консервативное крыло американских политиков говорит о том, что после открытия новой методики надо полностью отказаться от использования в качестве материала для получения стволовых клеток человеческие эмбрионы.

USD:63.8763.91