18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ОбществоПриморский край24 февраля 2010, 11:25печать

Ушел из жизни известный политолог Игорь Саначев


Игорь Саначев всегда отличался выверенной гражданской позицией, основанной на любви к Родине, русской традиции и культуре и никак не зависящей от многочисленных модных идейных поветрий

24 февраля 2010, 11:25, Дейта. Скончался доктор социологических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВГУЭС Игорь САНАЧЕВ. Игорь Дмитриевич не дожил до 50-ти, но всегда останется в памяти друзей и благодарных учеников человеком удивительного таланта и природного магнетизма.

Вот что рассказывает о нем кандидат философских наук, доцент Олег Самылов...

Игорь Саначев закончил в 1984 году исторический факультет Дальневосточного государственного университета во Владивостоке и скоро, поступив в аспирантуру ЛГУ им. А.А.Жданова, оказался в диаметрально противоположной географической точке нашей, огромной пока еще, страны, в Ленинграде....

Этот анабасис для Саначева становится, впрочем, не столько пространственным перемещением, сколько символической формой для социально-философского и поэтического мировидения и смысловыражения. Поэтический мир Игоря Саначева является нам сквозь призму единого имперского пространства, мистического тела державы (Россия, Советский Союз). Темы народной почвы, русской традиции, борьбы с враждебно-гибельным окружением и возможности грядущего духовного возрождения и спасения отныне становятся доминирующими в умонастроении поэта.

Империи приходят не навеки -
Как ослепительный небесный метеор,
Они проносятся по согбенной планете,
Сметая мусор, души, грязь и сор.
Империи приходят и уходят,
Но свет их следа, что горит во тьме,
Он будет нитью путевой народа,
Надеждой будет он тебе и мне.
(«Советскому Союзу»)

Мысль автора воспаряет над временными, исторически-преходящими рамками восприятия действительности. Поэтика Игоря Саначева онтологична и аксиологична одновременно. Автор выражает как эссенциалистскую уверенность в безотносительной незыблемости и абсолютности добра, так и в необходимости борьбы со злом, активном ценностном противостоянии силам зла. Империя исчезает не навсегда, а, подобно граду Китежу, сокрытому в пучине Светлояра, в последние времена вновь вздымается на страх врагам, во всем своем грозном блеске и державном величии... Но этот исход еще надо заслужить, вымолить и выстрадать...

Вторая половина 80-х годов прошлого века многими нашими современниками оптимистично переживалась как начало социальных перемен, духовного обновления, как возможность постепенного изживания закостенелых рудиментов брежневского застоя, становления демократии, утверждения гласности и т.д. «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза» - пел популярный в то время ленинградский рок-музыкант В. Цой. И мало кто предполагал, какие злокозненные и противоположные декларируемым, результаты будет иметь чаемая людьми «перестройка».

Ну вот смешно: переругались крысы.
Расхитили и предали страну,
И ухитрились кровь народа выпить,
Устроили гражданскую войну,
И, алча крови, все раздулись страшно,
Пытаясь показать: вот я каков
И банда оголтелых волкодлаков
В крови терзает стадо дураков.
(«Властям России»)

«Ветер перемен» вскоре «сдует» в небытие несокрушимую мощь державы, политическую гордость и имперское величие, государственную честь и народные сбережения... «Умерла Расея, Родина моя...» - восклицает поэт Игорь Саначев в повести «Великоросска».  Великий и могучий Советский Союз рухнул почти в одночасье, похоронив под обломками и тогдашних искренних провозвестников «перестройки» и поборников социальных реформ.

Одни руины и погосты,
Да сгнившие кресты в окнах,
Да души, полные коросты.
И что теперь? Куда идем?...
И где теперь страна моя?

Не все наивно-восторженные ленинградские старики и старушки, из тех, что голосовали в 1991 г. на выборах мэра Ленинграда за А.Собчака и на выборах президента РСФСР за Б.Ельцина, дожили до дня сегодняшнего.

Не обошлось здесь, как и всегда в эпохи крушения империй, и без скрыто-подпольной работы врагов-коллаборационистов и агентов мировой закулисы - горбачевых, яковлевых, козыревых, коротичей... Несть им числа!

Забудут многое о том,
Что это было, как, откуда,
Но, глядя на твой лоб с пятном,
Потомки спросят: Ты, Иуда?!

«Перестройка», превратившаяся, по меткому выражению А.Зиновьева, в «катастройку», стала той гибельной круговертью, которая обнажила подспудные, тайно-мистические тенденции мирового развития, дотоле пребывавшие не явно.

Игорь Саначев уже в то время провидчески ощущал социальный обман, который таил в себе разрушительнейший проект перестройки, предлагаемый ее прорабом -

Не видно в темноте мерцанья звезд.
Тупик. Черно. Ни выхода, ни входа.
Лишь одинокий шелудивый пес...
Зал проституток аплодировал убийце,
Христопродавцу, вору, подлецу.

Я жил в своей большой стране -
И вдруг прорабы перестройки
Похабно взвыв, сказали мне,
Что жизнь я прожил на помойке.

Лейтмотив социальной смыслоутраты становится главным в творчестве И. Саначева, наверное, в начале 90-х годов. Тогда появились его первые литературно-критические и публицистические печатные труды (статьи «Троянский конь», «И не будет ни эллина, ни иудея», «HOMO ABSORBATOR» в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Русь» и др.).

Игорь Саначев много и плодотворно писал и ранее, в студенческие годы, но писательской зрелости его творчество достигает к исходу 90-х годов. В это время появляются сборник «В середине жизни» (1998), повесть «Великоросска» (2005), сборник стихов «Рожденный в Советском Союзе» (2006). Уже в этот ранний период творчества вызревают его основные идеи и образы, достигшие к концу 90-х годов своей завершенности и отточенности. Именно здесь, присущий автору тонкий лиризм гармонично обрамляет его социально-гротескные зарисовки. Любовная лирика, натурфилософские созерцательно-рефлексивные поэтические тексты пронизаны в творчестве И. Саначева гражданственно-политической, почти плакатно-карикатурной экспрессией. Эту особенность писательского стиля автора мы и можем зафиксировать как основополагающую.

Ночь улыбнулась каплями дождя,
Земля вздохнула холодом и болью,
И дождь упал, таинственно звеня,
Замерз небес пролившеюся кровью.

Острая социально-политическая проблематика стихотворений Игоря Саначева органично вытекает из его выверенной гражданской позиции, которая всегда была основана на любви к Родине, русской традиции и культуре и никак не зависела от многочисленных модных идейных поветрий (от неомонархизма до лимоновского национал-большевизма или анпиловского поп-коммунизма). Игоря Саначева, конечно, можно (и даже нужно) назвать патриотом, но, разумеется, не тем «записным патриотом», для которых любовь к России и русскому народу выражается в конференциальных словопрениях и кухонных, «под водку», разговорах, а тем настоящим живым носителем русской идеи, для которого каждый исторический миг жизни любимой Родины исполнен огромного смысла и значения...

Информационно-аналитическое агентство "Русская линия"

 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика