11 декабря 2016, воскресенье
ОбществоВ Мире24 апреля 2009, 14:20печать

Астрофизики нашли "начало Вселенной"

Самый древний сгусток межзвездной материи представляет собой облако водорода.
Объект, получивший название в честь древней японской правительницы Химико, расположен на расстоянии 12,9 миллиарда световых лет. По словам ученых, это древнейший подобный объект из обнаруженных на сегодняшний день. Сгусток состоит преимущественно из водорода, источником свечения облака, вероятно, являются образующиеся внутри него звезды, поскольку крупных объектов рядом найти не удалось, сообщает Лента.ру.
Сгусток наблюдался сразу несколькими телескопами. Сначала его излучение было зарегистрировано 8-метровым японским телескопом Subаru. Последующие наблюдения проводились при помощи 10-метрового Keck, расположенного на Гавайских островах, и находящихся в Чили телескопов Магеллана.
Размер обнаруженного облака газа составляет 55 тысяч световых лет, а масса - около 40 миллиардов солнечных. Сами исследователи заявляют, что само существование столь массивного объекта на столь раннем этапе развития Вселенной (возраст которой 13,5-14 миллиардов лет) противоречит существующим космологическим моделям. Многие специалисты не согласны с выводами работы. Они отмечают, что подобные массивные структуры могли образоваться в раннем космосе в регионах скопления большого количества темной материи.
Некоторые астрофизики отмечают, что существование подобного массивного сгустка на столь раннем этапе развития Вселенной можно расценивать как подтверждение так называемой теории массивного коллапса. Основные положения этой теории были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века, однако с тех пор она перестала рассматриваться в качестве основной. В ее рамках считается, что крупные галактики формировались не постепенно в результате слияния более мелких скоплений, а в результате гравитационного коллапса массивных облаков газа.