8 декабря 2016, четверг
ОбществоВ Мире24 сентября 2007, 13:08печать

Ученые нашли ген продления жизни на диете

Исследователи из медицинской школы Гарварда, медицинского колледжа университета Корнелла и национального института здравоохранения США рапортуют об открытии в клетках млекопитающих двух генов, которые отвечают за долголетие клеток.
Уже 70 лет ученые спорят, влияет ли диета на продолжительность жизни человека. Было доказано, что голодание продлевает в полтора раза жизнь мышей. Потом ученые заметили, что человек — все же не совсем мышь. А потом они нашли ген продления жизни у червей-нематод. И вот, наконец, очередь дошла и до человека.

Когда клетка подвергается различным стрессам (ограничение количества поступающих калорий – тоже стресс), гены семейства Sirtuin оптимизируют функционирование организма в целях выживания, а также противостояния старению, сообщает портал «Мембрана.ру».

Один из таких генов SIRT1 был исследован многими учёными, и в прошлом году Дэвидом Синклером было доказано его влияние на продолжительность жизни, стимулируемое ресвератролом (resveratrol — молекула, присутствующая в красном вине).

Теперь Дэвид в сотрудничестве с Энтони Совом и Рафаэлем де Кабо впервые выяснили, что ещё два гена (SIRT3 и SIRT4) влияют на то, сколько проживёт клетка. Вообще, от работы SIRT3 и SIRT4 зависит продолжительность жизни митохондрий ("энергетических батарей" клетки), которые необходимы клеткам для поддержания здоровья и долголетия.

Когда клетка испытывает негативное воздействие извне, активизируется ген NAMPT, который через цепочку синтезируемых веществ (например, NAD) и активируемых вследствие этого генов, в конце концов, повышает активность SIRT3 и SIRT4. Они в свою очередь заставляют клетку усиленно вырабатывать ферменты, необходимые для роста "мощности" митохондрии. Количество производимой ею энергии возрастает, процесс старения клетки замедляется (что интересно, тот же самый процесс запускается во время физических упражнений).

"Если нам удастся каким-то образом поддерживать высокие уровни NAD в клетке, то мы сможем стимулировать работу SIRT3 и SIRT4. Теперь у нас есть все основания считать эти два гена целями, на которые будут воздействовать лекарства для борьбы с болезнями старости", — добавляет Дэвид.