5 декабря 2016, понедельник
ОбществоВ Мире26 сентября 2007, 18:59печать

Космос превратил микробов в идеальных убийц

Сальмонеллы, побывавшие в космосе, оказались в три раза вирулентнее (болезнетворнее), чем контрольные образцы той же культуры, которые выращивались на Земле в таких же условиях (за исключением микрогравитации).
Эксперимент по влиянию условий космического полета на вирулентность сальмонеллы (Salmonella typhimurium) ставился совместно NASA, Аризонским университетом и другими исследовательскими центрами. Проведенные ранее эксперименты по воссозданию на Земле микрогравитации давали основания предполагать, что вирулентность увеличится.

Бактерии отправились в космос в 2006 году на шаттле "Атлантис" (миссия STS-115) в надежно изолированном контейнере. В определенный момент астронавты открыли им доступ в питательную среду ровно на 24 часа. На Земле синхронно проводился точно такой же эксперимент, были воссозданы все условия (температура, влажность, среда), за исключением собственно космического полета (то есть прежде всего отсутствия гравитации).

Проанализировав "космические" и сравнив их с контрольными "земными" образцами, ученые обнаружили, что у "космических" изменился уровень активности 167 генов и концентрация 73 белков. Эксперименты на мышах показали, что полет увеличил вирулентность бактерий почти в три раза.

Предположительно основную роль в увеличении вирулентности бактерий играет белок-регулятор Hfq. Что именно вызывает такие изменения в микроорганизмах, пока не выяснено. Некоторые специалисты предполагают, что главным фактором является изменения движения жидкости вокруг бактерий, вызванное отсутствием гравитации.

Исследователи считают, что новые данные могут оказаться полезными для создания вакцины от сальмонеллы (на сегодняшний день ее не существует), а также для оценки бактериальной угрозы здоровью астронавтов и будущих космических туристов.