18+
8 декабря 2016, четверг
Важно
Приложения

В Приморье взялись за дошкольное и инклюзивное образование


Директор краевого департамента образования и науки рассказала о важнейших направлениях своей деятельности

26 ноября 2014, 11:02, Дейта.

В этом году в администрации Приморского края прошли важные кадровые перестановки. В частности, сменился директор департамента образования и науки. Теперь за образование в крае отвечает Елена Григорьева, специалист, уже, впрочем, успевший показать себя на данном поприще. Корреспонденту ИА «Дейта» удалось пообщаться с директором департамента и узнать об итогах деятельности департамента и о важнейших направлениях его деятельности в этом году.

- Елена Алексеевна, вы на посту директора департамента образования и науки сравнительно недавно. Чего вы успели достигнуть на своём посту за это время? Какие были мероприятия проведены, что было сделано лично вами?

Действительно я работаю в должности директора департамента образования и науки Приморского края с августа этого года. До этого я восемь лет руководила Приморским краевым институтом развития образования. Также я кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования Российской Федерации. И то недолгое время, пока я занимаюсь департаментом и работаю в сфере, связанной с управлением нашей краевой системой образования, мы провели целый ряд встреч с руководителями учреждений среднего профессионального образования Приморского края. Для меня это достаточно серьёзные управленческие механизмы, с помощью которых можно реализовывать проекты, решать конкретные задачи.

Я имею в виду встречи с руководителями наших краевых коррекционных школ, в том числе школ интернатов для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья; с руководителями наших территориальных отделов опеки и попечительства. Департамент выполняет и эти полномочия, помимо собственно образовательных.

Конечно, опека и попечительство не являются образовательной услугой, но между тем речь идёт о детях и это наши полномочия по закону.

-Расскажите подробнее об итогах уходящего, 2014, года. Какие достижения вашего департамента за этот год вы бы выделили?

Независимо от того, работала я в департаменте или не работала, в нашей краевой системе образования я достаточно давно. И хорошо её знаю, так же как и она меня знала ещё до того, как я стала директором департамента. В этом году я бы отметила два основных направления, на которые были брошены все силы. И, прежде всего, это реализация программы «Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- В чём конкретно заключается это программа?

Она реализуется через два направления. Первая - деятельность наших школ интернатов и коррекционных школ. Это краевая программа, но есть и федеральная. Мы пользуемся

ресурсами и федеральной, и краевой программы. Так вот первое, это наши коррекционные школы интернаты, здесь система сложилась уже достаточно давно, между тем мы её всячески поддерживаем и пытаемся развивать.

- А сколько всего школ-интернатов в Приморье?

Коррекционных школ в крае у нас 29, в том числе две школы интерната, где дети проживают на полном пансионе, то есть они постоянно там находятся. А в коррекционную школу, как и в обычную, родители привели, забрали. В этом заключена разница. Конечно, коррекционных школ у нас больше.

В этом году мы на базе наших коррекционных школ реализовывали проект совместно с министерством образования и науки и партией «Единая Россия». У партии есть такая программа «России важен каждый ребёнок». И вот на эти деньги, которые были в край направлены, мы построили несколько спортивных площадок со спортивным оборудованием. Переоснастили, реконструировали, провели капитальный ремонт спортивных залов, которые в этих школах находятся. Создали возможность для того, чтобы детки занимались спортом. Чтобы уроки по физической культуре у них проходили в более комфортных условиях. Понятно, что этими ресурсами могут пользоваться не только дети, которые обучаются в этих школах, но и местные жители, ученики других общеобразовательных школ.

Второе, новое для нас направление, - это так называемое инклюзивное образование. Инклюзия означает «включённое». То есть дети с ограниченными возможностями здоровья, с сохранным интеллектом, слабослышащие, слабовидящие дети, с церебральным параличом.

- То есть речь идёт о физических недостатках?

Да, а интеллект у них сохранный, они способны осваивать программу общеобразовательную. Обучать детей с ограниченными возможностями в обычных школах хотят, прежде всего, родители. Да и сами дети, потому что в общеобразовательной школе у него больше возможностей для социализации, общения со свертсниками.

Для того, чтобы вот такие детки смогли учиться в общеобразовательной школе там должны быть созданы особые условия. То есть необходимо специальное оборудование для того, чтобы они могли читать учебник. Слабовидящим, слепым людям для чтения необходимы специальные таблицы, для слабослышащих есть специальные лингофонные приспособления, чтобы они могли слышать нормально речь учителя, не только артикуляцию читать.

- Все эти вещи предоставляются каждому ребёнку бесплатно?

Да, конечно же. Уже заключён контракт на 147 миллионов рублей. Это и федеральные средства, больше ста миллионов, и средства краевого бюджета, 44 миллиона – для приобретения специального учебного оборудования для таких детей. Плюс должны быть задействованы ещё и муниципальные деньги для того, чтобы оборудовать пандусы, чтобы можно было на инвалидной коляске попасть в здание школы, это специальные подъёмники, с помощью которых можно по этажам перемещаться.

- Когда всё это можно будет увидеть?

Со следующего календарного года. Мы получим это оборудование, установим его в школах. Пока это 66 образовательных организаций, школы. Практически во всех муниципальных образованиях одна-две школы будут оснащены таким учебным оборудованием. Кроме того оборудование оборудованием, но самое главное, это, конечно, учитель, который должен быть готов работать с такими детьми. Потому что большинство педагогов, кто работает сегодня в школе, они факультативно изучали специальную коррекционную педагогику. Это специальная работа вот с такими детками. Мы проучили педагогов, психологов из этих 66 муниципальных образований. Это так же происходило в рамках федеральной программы «Доступная среда». Больше двухсот человек получили дополнительное обучение.

- А чем всё-таки отличается инклюзивное образование от коррекционных школ?

Существует восемь видов специализированных коррекционных школ: для слабослышащих, для глухих, для слабовидящих, для слепых, для больных ДЦП, для плохоговорящих, для детей с сильными формами нарушения речи, для детей с умсвенными нарушениями, с различными видами олигофрении. В таких школах все дети с нарушениями. И они живут в своём замкнутом мире и по окончанию такой школы уже не социализируются с другими людьми только между собой. Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограничениями. Инклюзивное образование даст им возможность жить полной социальной жизнью.

-Не будут ли родители здоровых детей против совместного обучения с детьми с отклонениями?

Это сложная тема, наше развитие в этом направлении только начинается. В принципе, если интеллект сохранный, то проблем быть не должно. Дети добрее. Подобный опыт в Европе и в России показывает, что к таким детям относятся как к равным. Для детей с ограниченными возможностями – это возможность социализации. Но и для здоровых - это тоже социализация, воспитание добра, отношения к человеку с недостатком, как к равному, просто воспитание человечности. Это работает в большинстве цивилизованных стран мира.

- Как известно, в Приморье довольно актуальна кадровая проблема – молодые преподаватели попросту не идут в школы. Решается вопрос «старения» педагогических кадров, вопрос поступления молодой крови?

Есть такая проблема. Средний возраст учителей оставляет желать лучшего. Муниципальные меры позволяют отчасти решать этот вопрос. Предоставляется молодым педагогам жильё, подъёмные. Есть и краевая программа.

Первый год для молодого педагога решающий. Если не испугается и выдержит – условия хорошие. Зарплата средняя по краю 32 700, для сельских территорий это существенно, ещё год назад было 16-17 тысяч за туже нагрузку, мотивация достаточная для молодёжи. Дальше останется ли молодой специалист в школе зависит от коллектива школы и главы администрации: сможет ли он предоставить жильё, пусть даже временное и муниципальное вначале.

-Расскажите поподробнее о дошкольном детском образовании в Приморье.

Это ещё одна очень значимая для края программа. Она связана с той задачей, которую поставил сначала президент Российской Федерации майскими указами - к 2016 году ликвидировать очерёдность в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от трёх до семи лет. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский поставил перед нами задачу ещё более радикальным образом – к концу 2015 года ликвидировать очереди в детские садики. Задача достаточно сложная, учитывая, что эта очередь была почти пять тысяч на год. Между тем, мы с ней справляемся. Самая сложная ситуация, понятно во Владивостоке, где и население больше и дошкольных учреждений всегда катастрофически не хватало и высокая очередность. Между тем, для детей в возрасте от 3 до 7 лет максимально всё сделано, очередей не должно быть.

Дело ещё и в том, что наше дошкольное образование не является обязательным. И родители могут воспользоваться услугами дошкольного учреждения в любом возрасте. И в четыре годика и в пять лет. Есть у нас и группы так называемого раннего возраста для детей от полутора до трёх лет. Так называемые ясли. Понятно, что там речь пока идёт только о присмотре и уходе. А мы говорим о том, чтобы дети имели возможность получать именно дошкольное образование. Есть федеральный государственный образовательный стандарт в системе дошкольного образования. И, кстати сказать, мы в этом году впервые приступили к реализации этого стандарта. В чём его суть? Смысл стандарта состоит в том, чтобы в этом замечательном и юном возрасте создать максимальные условия для развития ребёнка. Там нет никаких оценок, понятное дело, и быть не может. Это игра, это сказка, это творчество, это рисунок, это хореография, это музыкальное развитие. Одним словом всё то, что в человечке есть и уже в этом возрасте может проявить себя.

- А такие вещи как чтение, письмо, арифметика, там тоже есть?

Да, но уже в старшей подготовительной группе. Но разумеется, это всё исключительно в игровой манере.

И ещё в этой программе развития дошкольного образования есть интересный проект, который реализуется в Приморском крае. Мы его реализуем совместно с департаментом экономики и стратегического развития ПК. Он связан с поддержкой бизнес-проектов по дошкольному образованию, то есть негосударственные детские садики. Объём субсидий, который может получить победитель этого конкурса доходит до 10 миллионов рублей. Там есть определённые условия участия и получения этой субсидии. Но смысл состоит в том, чтобы стимулировать предпринимателей в сфере развития услуг дошкольного образования. Не присмотр и уход, что делает большинство частных садиков, а именно образование. А частных садиков у нас большое количество и не всегда они легально действуют, мягко говоря. Этот проект может помочь вывести этот бизнес из тени. Сделать его более легальным.

Сначала предприниматель должен показать свой капитал, затем уже сможет претендовать на краевые деньги. Но его деятельность, безусловно, находится под нашим контролем. Предприниматель получает эти деньги, если получает лицензию на образовательную деятельность. А чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, он должен соблюсти все требования лицензирования. Это требования пожарного надзора, чтобы обеспечить безопасность детей, требование роспотребнадзора, то есть питание, санитарные условия, чтоб детки не болели, не дай бог.

И самое главное предоставить образовательную программу, по которой будет работать это дошкольное учреждение. Тогда он получает лицензию и получает свои деньги. Это достаточно хорошее подспорье для бизнеса. До 10 миллионов максимум, может быть меньше, это зависит от того софинансирования, которое они показывают. У кого-то и пять миллионов и полтора миллиона, но для них всё равно это деньги. Это краевая программа, это инициатива губернатора края. И мне она очень нравится. Мы уже два таких тура провели. И представленные нам проекты были достаточно итересными.

- То есть первые суммы уже были выделены?

Да. У нас уже есть три победителя. Сейчас идёт ещё один тур этого конкурса.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.8763.91
EUR:68.6968.50
CNY:92.8992.83
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика