8 декабря 2016, четверг
ОбществоВ России27 мая 2009, 15:11печать

Ученые доказали, что размеры мозга безграничны

Физиолог из Калифорнийского технологического института вычислил, каких размеров теоретически может достигать мозг млекопитающих

27 мая 2009, 15:11, Дейта.

Работа ученого пока нигде не опубликована, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Исследователь рассматривал мозг как вычислительное устройство, при работе которого выделяется тепло. Излишняя теплота может нарушать работу мозга, так как составляющие его нейроны могут нормально функционировать только в узком диапазоне температур. Чем больше размер мозга, тем большее количество тепла он выделяет. До сих пор никто не пытался оценить, существует ли критический размер этого органа.

Автор новой работы рассчитывал, какое количество теплоты выделяется при работе натрий-калиевой АТФазы - одного из основных ферментов клетки, локализованного в мембране. На основании этих данных ученый определял максимально возможный размер нервных волокон, которые соединяют основные структуры мозга. Сравнив полученные теоретические параметры с экспериментальными значениями, ученый заключил, что мозг является термодинамически стабильным. Другими словами, его структура обеспечивает нужный температурный баланс, а значит сам мозг может достигать сколь угодно больших размеров.

В настоящее время наиболее крупный мозг млекопитающего весит пять килограммов. По другим данным, максимальное значение составляет девять килограммов (столько весит мозг кашалота). Однозначной зависимости между размером мозга и интеллектуальными способностями его обладателя нет. Считается, что ключевую роль в мощности мозга как компьютера играет его структура, передает Lenta.ru.

USD:63.8763.91