11 декабря 2016, воскресенье
ОбществоСтатьиПриморский край28 сентября 2016, 19:00печать

Центр лазерных технологий - гордость приморских ученых

28 сентября 2016, 19:00, Дейта. 28 сентября 2016, 19:00, Дейта. Сегодня среди молодых ученых востребованы биология, энергетика, природопользование, компьютерные и информационные технологии, сообщает ИА «Дейта».

А что популярно у молодых ученых Приморского края, какими последними достижениями гордится приморская наука? Этот вопрос корреспонденты агентства адресовали ученым ДВО РАН.

Заместитель директора Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, член-корреспондент РАН Александр Саранин:

«Дальний Восток никогда не претендовал на лидерство в физике. Особенность Дальневосточной науки тесно связана с особенностью самого региона. Ученые здесь всегда шли параллельно развитию промышленности. В первую очередь это касается освоения природных ресурсов, поэтому в почете геологи, биологи, геофизики, химики».

Александр Саранин, сам доктор физико-математических наук, отмечает, что уровень научных исследований в Институте автоматики высокий. Во-первых, результаты своих исследований ученые публикуют в ведущих научных журналах мира, а во-вторых, у дальневосточных физиков есть своих разработки, некоторые даже запатентованы. Но все как одна требуют развития и функционирования высокотехнологичного производства на территории. «К примеру, - говорит ученый, - мы и сотовые телефоны смогли бы делать, и телевизоры, и ноутбуки, но где у нас в крае вы возьмете высокотехнологичное электронное производство? Его нет».

Решив не дожидаться, пока созреет промышленность, ученые Института автоматики предложили свой путь: создать в Приморье Центр лазерных технологий. «И дело все в том, - отмечает директор Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, академик Юрий Кульчин, - что использовать эти самые технологии можно без ограничений в различных областях промышленности. Как следствие, приморские предприятия имеют все шансы стать конкурентоспособными на мировых рынках».

Сотрудники центра лазерных технологий, открытого в мае 2015 года во Владивостоке, совместно с ДВФУ, уже добились немалых успехов в области экологически чистых технологий обработки металлов.

К июлю того же года был выполнен монтаж оборудования и начались исследования. Специалисты центра изучили разные режимы лазера и предложили свои научные разработки.

Уникальные исследовательские установки объединены в четыре Центра коллективного пользования ДВО РАН:

«Лазерные методы исследования конденсированных сред, биологических объектов и мониторинга окружающей среды»;

«Дальневосточный центр диагностики поверхности твердых тел»;

«Регионального спутникового мониторинга окружающей среды»;

«Дальневосточный вычислительный ресурс».

Научные подразделения Института оснащены не хуже современных зарубежных лабораторий, с этим руководство института связывает то, что молодые ученые не стремятся уезжать за границу, а работают в нем.

В институте сейчас развиваются четыре основных научные направления – механика и управление, лазерная физика, физика поверхности и наноструктур, информационные технологии.

Открываются новые перспективные направления, например, робототехника  В 2015 году открыт инжиниринговый Центр лазерных технологий, где проводят исследования процессов взаимодействия лазерного излучения с материалами живой и неживой природы и исследования в области разработки технологий использования лазерного излучения в различных отраслях промышленности. В текущем, 2016 году, совместно с фондом «Сколково» создано первое научное предприятие, которое будет заниматься производством нанозондов для атомных силовых микроскопов.

*Материал создан в рамках проекта ИА «Дейта» «Приморье и мир» при поддержке администрации Приморского края