18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения

Кому он нужен, этот Дальний Восток?


Известный политолог Михаил Шинковский размышляет о перспективах проведения саммита АТЭС, освоения Дальнего Востока и будущем России. Интервью с известным политологом опубликовано в журнале «Объект».
АТЭС эпохи СССР

Корр.: – Как вы оцениваете значение организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) для России? Что предшествовало принятию нашей страны в эту организацию, что привнесло нового?

– Значение организации необычайно велико. Участие в ней открывает для нашей страны большие перспективы. Но, с позволения, попробуем вспомнить, что предшествовало принятию России в число стран АТЭС… Предложение войти в это международное сообщество поступало еще руководству СССР в 1989 году со стороны тогдашнего правительства Австралии. Но советские руководители не увидели реальной перспективы и отказались, что побудило их преемников длительное время «стучаться в двери». В 1995 году, когда саммит АТЭС проходил в Осаке, удалось в основном решить проблему – уговорить тогдашнего президента США Билла Клинтона поддержать идею о вхождении России в число стран этого союза. Но лишь в 1998 году, когда российским премьером был Евгений Примаков, принятие нашей страны состоялось.

Значение АТЭС велико потому, что в основе деятельности организации лежит принцип открытого регионализма (в отличие от Европейского сообщества, которое базируется на принципе закрытого регионализма). Другое дело, что прошло уже почти десять лет с 1998 года, когда Россия вошла в число стран АТЭС, а ситуация существенным образом не изменилась. Решительных перемен не произошло.

Справка «Объекта»: Шинковский Михаил Юрьевич – директор Института международных отношений и социальных технологий ВГУЭС, кандидат философских наук, доктор политических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

«Мы катастрофически теряем время!»

Корр.: – Так, может быть, владивостокский саммит придаст импульс развитию?

– Очень бы хотелось в это верить, но позволю себе высказать определенные сомнения. Связаны они, прежде всего, с тем, что вопрос о стране проведения саммита решен: мероприятие должно состояться в России, – а вот в рамках России решение о его владивостокской «прописке» нигде законодательно не закреплено. Нет, на мой взгляд, и той государственной, организационно-распорядительной структуры, которая определяет задачи и пути их решения, в том числе финансовые. Такого рода структура, которая держит в своих руках все «нити управления», уже сформирована для Сочи, где в 2014 году будут проводиться Олимпийские игры. Саммит во Владивостоке должен пройти на два года раньше, но никакого движения в указанном направлении не наблюдается…

Зная о типичных для нашей страны темпах и масштабах предполагаемого строительства, осмелюсь заявить: мы катастрофически теряем время! Да, я хочу, чтобы саммит состоялся и состоялся именно во Владивостоке, но уверенности в том, что все так и будет, у меня нет! Экс-премьер Герман Греф как-то заметил, что саммит провести можно и в Санкт-Петебурге, тем более что там вся инфраструктура уже готова. И сходную мысль высказывали представители Австралии.
Складывается мнение, что весь процесс – как бы и куда бы он ни пошел – начнет происходить после 2 марта 2008 года. После выборов президента России.

Корр.: – А куда, собственно, процесс идет?

– В сторону развития Дальнего Востока. Этот процесс, даже можно сказать, поворот российского правительства к проблемам нашего региона все же состоялся.
Обратимся снова к истории. Если брать ее отрезок после Второй мировой войны, положение Дальнего Востока вполне можно охарактеризовать как незавидное. Чуть отвлекаясь, замечу, что процесс освоения американцами Дикого Запада широко известен благодаря вестернам и т.п., а вот процесс продвижения россиян на Дальний Восток известен до обидного мало. Видимо, мы являемся неблагодарными потомками, раз допускаем дегероизацию этого явления.

В самом деле, что связывает Дальний Восток с собственно Россией, которая изначально была сугубо европейским территориальным политическим образованием? Сколько-нибудь значимым каналом «привязки» нашего региона к российскому центру воспринимается, главным образом, Транссибирская железнодорожная магистраль. И все!

Стоит вспомнить о деятельности дореволюционного российского премьера – Сергея Витте. Он инициировал дискуссию в тогдашней духовной элите российского общества – о значении продвижения России к берегам Тихого океана. Одна из точек зрения состояла в том, что Россия устремлялась на восток не в поисках колоний, а в целях реализации христианской цивилизаторской миссии. Вторая, диаметрально противоположная, точка зрения (ее происхождение так же увязывается с именем Витте): продвижение России к Тихому океану необходимо для сдерживания «желтой опасности».

Вынуждены признать Дальний Восток

Корр.: – Так или иначе, но Дальний Восток России – это реальность…

– Но какая! После окончания строительства Транссиба сколько-нибудь значимые шаги по хозяйственному освоению территории были сделаны… только в связи с эвакуацией предприятий из европейской части страны, где полыхало пламя Великой Отечественной войны. И с созданием предприятий-дублеров. Все это – меры вынужденные. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! Освоение Кузнецкого угольного бассейна, прокладка вторых путей на Транссибе, формирование мощной рудодобывающей базы на северо-востоке страны, строительство завода «Амурсталь», авиа- и судостроительных предприятий – вот далеко не полный перечень того, что было создано на Дальнем Востоке в такой чрезвычайной для страны ситуации.

А затем… Эпоха каждого советского лидера, начиная с Никиты Хрущева, сопровождалась принятием очередной программы развития Дальнего Востока. И очередным провалом программы предшественника! Даже постсоветский период не стал исключением из этой череды программ и провалов. В 1996 году, в связи с приездом первого президента России Бориса Ельцина в наш регион, была подготовлена и принята очередная масштабная «программа действий». Выполнена она оказалась на… 1,5 процента!

Не намного лучше ситуация начала складываться и в период руководства страной нынешнего президента – Владимира Путина. Попытки реанимировать ельцинскую программу обернулись курьезом: на доработку этот документ был послан в… Ростов-на-Дону. Видимо, лица, принимавшие такое ответственное решение, сочли, что лучшие специалисты по развитию Дальневосточного региона находятся именно там.

Новую программу преобразования Дальнего Востока подготовили и в недрах правительства, которое возглавлял Михаил Фрадков. Эта программа практически положила конец политической дискуссии о роли региона и нужности его для России.

Корр.: – А что, такие поползновения были?

– В мировом сообществе некоторое время назад бытовало мнение, что, если плотность населения какой-либо территории меньше 0,5 человека на 1 квадратный километр, то такая территория должна находиться под юрисдикцией международного сообщества. А средняя плотность населения российского Дальнего Востока – и того меньше: 0,1 человека на 1 квадратный километр. Ситуация – не из простых, но я надеюсь на преемственность курса российских властей на развитие региона.

Корр.: – Каков ваш прогноз ситуации? Чего нам ждать в будущем?

– Прежде чем говорить о прогнозе, должен заметить, что у России не так много времени для того, чтобы выправить ситуацию на Дальнем Востоке. Каких-то 30–40 лет, по моему мнению, наша страна сможет прожить и развиваться без катаклизмов в регионе. Это – то время, когда страна должна определиться, нужен ей Дальний Восток или нет.

Замечу, что демографическая ситуация в России такова, что, начиная с 2000 года (тогда наметился и продолжается поныне подъем рождаемости), ежеминутно рождается три (!) россиянина. В то же время – тоже ежеминутно – умирает пять (!). При таких темпах убыли населения, даже при условии переселения хотя бы половины из тех 22 миллионов русскоязычных жителей других государств на территорию нашего, численность жителей Российской Федерации составит примерно 101 млн чел. Такого падения численности населения в нашей стране в условиях мирного времени еще не было.

Есть один очень важный нюанс. Он состоит в том, что численность населения планеты, относящегося к европеоидной расе, сейчас составляет около 1,15 млрд чел. – при общей численности населения Земли в 6,5 млрд. Если даже допустить, что такой же, как и сейчас, численность населения, относящегося к европеоидной расе, сохранится к 2050 году, то общая численность населения планеты составит – по разным прогнозам – от девяти до двенадцати миллиардов человек. Без миграционной «подпитки» проблему народонаселения на Дальнем Востоке России никак не решить.

Занимательное китаеведение

Корр.: – Беспокоит южный сосед – Китай?

– В эти годы – уже называвшиеся 30–40 лет – Китай будет вовлечен в решение сугубо внутренних проблем: их там хватает – тайваньская (со временем Китай «всосет» Тайвань, как пылесос), тибетская (уже к настоящему времени в Тибет проложена железная дорога, а в эти годы она обрастет мощной инфраструктурой), проблема Сянцзян-Уйгурского автономного района (там до сих пор не утихают сепаратистские страсти, и китайским руководством принят курс на постепенную ассимиляцию мятежного народа)… Да, Китай крепнет и развивается, это сбрасывать со счетов никак нельзя: там принят курс на укрепление вооруженных сил – с тем, чтобы к 2050 году армия этой страны могла бы гарантированно выиграть любую войну с любым противником. Россия сегодня и в реальной перспективе рассматривается в Китае как партнер и союзник.

Правда, что сулят сегодняшние темпы и направления развития этого самого «партнерства и союзничества» – для нашей страны нужно оценивать критически, без лишних восторгов и черных красок. Пример двух пар населенных пунктов: Суйфэньхэ и Пограничного, Хэйхэ и Благовещенска – наглядно убеждает, что нынешнее качество «партнерства и союзничества» пока оборачивается большей выгодой для китайской стороны, нежели для нашей. А взять передачу Китаю полутора островов в непосредственной близости от Хабаровска?! На них вполне может быть сформирован «хаб» – транспортный узел. Если мы упустим эту возможность и не сумеем обратить ее на общую пользу двух стран, то Россия может оказаться в весьма ослабленном положении.

Корр.: – Неужели все так сложно, до драматизма?

– Драматизировать как раз ничего не надо – необходимо грамотно и расчетливо использовать те геополитические преимущества, которые дает нынешняя и прогнозируемая ситуация на Дальнем Востоке. Рассмотрим некоторые. Эксплуатация Транскорейской магистрали выгодна для России, только пока не ясно, где эта выгода проявится. Скорее всего, это будет своеобразная «врезка» в Китайско-Восточную железную дорогу. Возрождение Великого Шелкового пути, идея которого витает в воздухе, пока не реализована: это дает возможность России использовать относительную слабость материально-технической базы железных дорог Китая.

Вопрос о строительстве нефтепровода на Дальний Восток – тоже непростой. Довести его до Сковородино – это полдела. Дальнейшее продвижение на восток обременено условием – освоением новых нефтеносных месторождений.

В свое время поднимался вопрос о реорганизации системы пассажирских авиаперевозок, в том числе – о возможности прокладывания воздушных трасс над территорией северо-восточного Китая (это дало бы колоссальную экономию средств на московском направлении). Другой – о предоставлении портам Приморья статуса «порто-франко» и обслуживании в них не имеющих выхода к морю сопредельных провинций КНР. Список актуальных вопросов можно продолжать…

Проблемы остаются

Корр.: – А какова же самая сложная проблема на Дальнем Востоке?

– Она состоит в том, что Дальний Восток – это понятие в большей степени географическое, нежели политическое. Единство региона – довольно зыбкое: единой дорожной, в том числе – железнодорожной – сети нет. Морские каботажные перевозки практически канули в Лету. Вопрос о единстве энергетической сети также остается открытым (отдельная система – на юге региона, отдельно – в других субъектах федерации).

Корр.: – И как это все связано с саммитом АТЭС 2012 года?

– Программа подготовки к нему включена в качестве подпрограммы в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Хочется, конечно, верить в успех. Хотя и сомнения в возможности выполнить – тоже есть…

Текст: Георгий Кулаков, фото: Юлиана Смешек


ИА "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • Виктор 19:44, 4 Марта 2008
    Все верно и можно добавить безграмотную и даже наносящую вред налоговую политику в отношении Дальнего Востока.Чиновников которые допустили подобные промахи можно ставить на один уровень с потерей Аляски .Судим Екатерину,так давайте откроем глаза,судить тех надо кто в Москве сидит сегодня.Если не осудим проводимую политику к Дальнему Востоку сегодня,завтра будет поздно.Это Вам господа Москали не оттепель 60 годов,на целину Дальневосточную уже врядли кого заманишь красным словцом.Пора делиться центру с окраинами если они нужны .Господин Автор ну очень мягок в своих тезисах.Прокатитесь на машине по районам граничащим с КНР Лесозаводском,Октябрьском,Ханкайском,Пограничном по проселочным вдоль границы нету там людей ВООБЩЕ.Так встретятся2-3 бывших колхозника в нищенской робе,да автобусы с помогайками со всего края проедут иногда. А как представишь что делается у китайцев на той стороне буквально на прямой видимости сразу хочется упаковать чамоданы.Обстановкой автор не владеет или самоуспакаевается.Экономической и ПОЛИТИЧЕСКОЙ политике Дальнего Востока можно ставить''НЕУД'' С ДВУМЯ МИНУСАМИ.
  • vlad08:00, 7 Марта 2008
    В данной статье все верно описано и дастаточно тактично, что бы не потерять своё место под солнцем имени ПУТИНА+МЕДВЕДЕВА:-) На самом деле все горазда хуже, флота нет, армии тоже. Своего произвдства нет не только на Дальнем Востоке но и по всей стране ну за исключением отверточной сборки. По продуктам питания зависим от забугорья минимум процентов на 60. Цены растут постоянно и на всё, а правители только и могут, что пузыри радужные пускать. Систему образования убили так, что из ВУЗов выходят неучи но с дипломом. И эти "специалисты" будут развивать и строить??? Сильно сомневаюсь. За примером ходить далеко не нужно есть наш незабвенный губернатор. Кто заканчивал с ним бурсу знает как он учился. Владик живет только благодоря японскому автопрому и китайскому ширпотредбу. убери это и мы все здесь загнемся. Строительство которое затевают на Русском это очередная утопия нашего бредового правительства. Эти финансы разумнее потратить на строительство моста через Золотой Рог развязки в районе Луговой, да и вообще в городе масса неотложных проблем которые не решить с помощью супер отелей и театров оперы.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Авторизоваться
ВойтиРегистрация
   
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика