18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения

Ишаев: Дальневосточники должны получать больше, чем остальная Россия


Министр по Дальнему Востоку в новой должности дал свое первое интервью

30 мая 2012, 09:36, Дейта. Полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор ИШАЕВ, который недавно был назначен также и министром правительства РФ по развитию Дальнего Востока, первое свое интервью в новой должности дал «Комсомольской правде». Сегодня - полный текст этой беседы.

«МЫ НЕ УПАЛИ ТУДА С НЕБА. МЫ ТАМ РАБОТАЕМ»

- Виктор Иванович, вот некоторые аналитики уже говорят, что создание министерства по Дальнему Востоку - это шаг к «усиливающейся угрозе сепаратизма».

- Иногда у аналитиков различные мнения возникают с одной целью - чтобы о них не забыли. Вопрос идет об усилении позиции Дальнего Востока - и в политической, и в экономической жизни государства. И это правильно. Вообще-то Дальний Восток должен дать многое стране. Во-первых, это фасад России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В том же ряду и страны БРИК.

Россия не сможет обеспечить темпы роста 6 - 8% в год (а именно такая задача сейчас стоит), работая только с Европой. У нас, можно сказать, по соседству - бурно развивающиеся Китай, Япония, Корея, США. Те же Сингапур, Малайзия, Индия. Вот они - те страны, с которыми мы должны «дружить экономиками».

- Вы и без того влиятельный человек - и на Дальнем Востоке, и в федеральных органах власти. Почему вас решили назначить еще и министром?

- Когда президент или председатель правительства ставит задачу - она в любом случае должна быть выполнена. Но это же не происходит автоматически. Есть решение - должен быть механизм его реализации. Нужен аппарат, который это решение оформляет - если необходимо, в том числе и на законодательном уровне, для чего вносятся законопроекты в Госдуму. А еще - мощный контроль.

А есть и другая сторона. Вот иногда мы говорим, что у нас денег мало, мы как-то бедновато живем... Но на Дальний Восток в общем-то направляется не так мало средств. Вот мы посчитали... Буквально до 2015-го в Дальневосточный регион будет вложено 3,3 триллиона рублей. А до 2020 года - еще 9 триллионов.

Это не только из госказны. У нас же, кроме федеральных программ, есть отраслевые. Плюс региональные. А единого управления реализацией этих программ нет! И поэтому возникает очень много сложностей. Допустим, выделили деньги на объект по статье «Ремонт». А он там не нужен или его нельзя по каким-то причинам сейчас проводить. Рядом - вот край! - надо что-то строить. Но деньги на это не выделили. А мы не можем деньги взять и переложить. Вот и получается: там миллиард лишний, а здесь его недостает...

В рамках нового министерства, я надеюсь, мы сможем со всем этим разобраться.

«СОБИРАЕМСЯ СТРОИТЬ НОВЫЙ БАМ»

- Какие стратегические задачи вы намерены решать в первую очередь?

- Мы не упали туда с неба. Мы там работаем не один год. То, что появилось министерство и более внимательное отношение к Дальнему Востоку, это тоже наша работа.

Мы давно определили приоритеты, прописываем механизмы и понимаем, что необходимо делать. Главный результат - итоги 2011 года. На первом месте - 24,6% валового продукта - это ресурсный блок. То есть лес, газ, нефть, другие полезные ископаемые. На втором - транспорт и связь. Потом - строительство. А в целом в экономике Российской Федерации на первом месте торговля, финансово-банковский сектор. У нас структура экономики несколько иная. Наше преимущество - эффективное и полное использование ресурсных возможностей.

Государство уже создает опережающими темпами транспортную инфраструктуру на Дальнем Востоке. Мы говорим о таких проектах, как строительство мостового перехода на Сахалин, о соединении Сахалина железной дорогой. Нужно также закончить строительство дорог Чита - Хабаровск, Хабаровск - Владивосток. Дорога нужна из Амурской области в Якутию и дальше на Колыму...

- Еще недавно говорили: зачем БАМ построили? «Дорога в никуда»...

- Сегодня он не справляется со своими функциями. Мне приходится вмешиваться. Тот же «Мечел» вынужден в Приморье перегружать уголь навалом... Это вообще каменный век.

- БАМ-2, который собираются строить, на север пойдет?

- В порт Ванино. По БАМу-2 докладывали президенту, есть его поручение. Институт по проектированию железной дороги просчитал, что к 2025 году мы должны возить 108 миллионов тонн. А сегодня возможности БАМа - всего 12 миллионов. С учетом ввода Кузнецовского тоннеля через одноименный перевал это будет 22 миллиона тонн. Сибирская угольная энергетическая компания построила угольный балкерный терминал, он готов 18 миллионов тонн переваливать. «Мечел» готов везти 30 миллионов. Нерюнгри - 15 - 20. Только угля получается 70 миллионов тонн. Есть руды, лес, другие грузы...

Кстати, о лесе. Малайзия, по ее данным, за прошлый год с одного куба древесины получала 627 долларов. Канада, Финляндия - 500 - 530 долларов. Россия - 90 долларов. Отдаем в Китай необработанную древесину, там изготавливают стол, стул, один к двадцати - и нам же возвращают эту продукцию. Должна быть полная переработка древесины.

«КИТАЙЦЕВ САМИ ПОСЧИТАЙТЕ»

- А китайцы же берут у вас в аренду не только поля, но и леса...

- Это вы где слышали? Я такого не слышал и не видел.

- Говорят, в районе Читы.

- То ли Чита, то ли чи не та... Где-то далеко, не у нас. Как говорил один священнослужитель на уроке богословия: «Обоснуй, сын мой». А мы уже поручим прокуратуре.

- Сколько сегодня китайцев проживает в вашем округе?

- Да, говорят об экспансии Китая. Приезжайте в Хабаровск и посмотрите, сколько их, китайцев, ходит по улице. В Японии их больше, в Москве их больше, они создали свои центры. У нас этого пока нет. Вся статистика по трудовым ресурсам достаточно интересная. Сегодня людей, нуждающихся в работе,  на Дальнем Востоке порядка 80 тысяч, официально зарегистрированных безработных. Рынок труда предлагает 120 тысяч рабочих мест. Иностранных рабочих у нас порядка 160 - 180 тысяч человек. Китайцев среди них 40%. Остальные - белорусы, украинцы, северные корейцы...

- Это сказка, да -  про полмиллиона китайцев?

- Я же сказал: приезжайте и посмотрите.

- Да мы смотрели... Благовещенск практически не меняется. А на другом берегу Амура - китайский Хэйхэ. Лет десять назад это был небольшой городок. А сейчас - суперсовременный город.

- Китай - это вторая страна в мире по объему экономики. А по качеству жизни - бедненькая. Если взять итоги 2011 года, выработка валового продукта на душу населения в России  втрое больше, чем в Китае. По уровню жизни они нас пока не догнали и не догоняют. У них проблем сегодня очень много.

Я за то, чтобы Китай развивался. Потому что я прагматик. Сегодня мы поставляем на рынок России своей продукции 20 - 25%, остальное - в Азиатско-Тихоокеанский регион. Структура нашей экономики во многом завязана на экспорт в Китай. Если в 1988 году во время азиатского кризиса Китай споткнулся, то у нас лесной комплекс упал на колени.

В Хабаровске в день 8 пароходов везут в Китай доллары, назад везут товары народного потребления. И каждый день. Нужно создавать контактную зону, переработку. Сейчас мы будем с новыми силами решать эти вопросы.

В Китае есть программа развития северо-востока страны. Посмотрите, какие льготы они сделали для экономики, чтобы она вышла на соответствующий уровень. Они в нас инвестиции не вкладывают. В себя им вкладывать более выгодно. Они у нас работают на ресурсы. А нам отдают барахло. Ряд чиновников в России этого не понимают.

Китайская проблема очень серьезная. Есть составляющая политическая колоссальная. Еще Ленин говорил: дружите с Китаем и с Индией. И Советской России будет комфортно.

ОБ ОСТРОВЕ РУССКОМ И КУРИЛАХ

- К саммиту АТЭС, который будет проходить в этом году, у вас там все готово?

- Да, все идет по плану. Практически готов аэровокзальный комплекс: прекрасная взлетно-посадочная полоса, современный перрон...

- Там круче, чем в «Шереметьево».

- Насчет «круче»... Я не сторонник преждевременных восторгов. Хотя, да - этот комплекс рассчитан на 5 миллионов пассажиров в год. Дай бог, чтобы там было миллион двести - полтора миллиона. То есть там будет остро стоять проблема окупаемости.

Что касается дорог... И объездные, и те, что через город прошли, - они сразу придали Владивостоку другой, современный облик.

С мостовыми переходами, думаю, тоже будет все в порядке.  Завершен монтаж последней панели, которая замкнула 1104-метровый русловой пролет моста через пролив Босфор Восточный. Конечно, это мост уникальный, говорят, что он самый крупный в мире, ну, может быть, не совсем. Но называть его просто мостовым переходом неправильно. Это мощный завод, который управляется компьютерными технологиями.

- А вот остров Русский если взять. Там же после саммита Дальневосточный университет будет. Это же целый город! Студентов столько найдем на Дальнем Востоке?

- Там же, во Владивостоке, произошло объединение вузов на базе университета, так что студентов хватит. Вопрос не в этом. Понимаете, университет - это не стены, не квадратные метры, это - школа. Там должен быть хороший профессорско-преподавательский состав. Я выходил с предложением, и мы с Юрием Осиповым, президентом РАН, говорили о том, что там нужно открыть академические вакансии - членов-корреспондентов, академиков, чтобы из центра к нам переехала наука. Тогда этот университет - как и задумывалось - войдет в пятерку крупнейших в России.

- А вот еще взять Курилы... Мы там укрепляемся - не только в политическом и военном смысле, а и в социальном?

- Укрепляемся. Что такое Курилы? Там есть достаточно привлекательная структура - добыча биоресурсов. Причем их могли бы перерабатывать совместные с Японией предприятия. Мы готовы привлекать сюда Китай, Корею, почему бы и нет?

Государство уже вложило в Курилы более 10 миллиардов рублей. И это несмотря на то, что народу-то на всей территории Курильской гряды - 18 тысяч.

(Ишаев поспешно смотрит на часы.)

- Ну, я с вами заговорился. А мне пора на работу...

* * *

- Перед вашим назначением на министерский пост вы с президентом Путиным встречались?

- Конечно.

- Можно рассказать, о чем вы потолковали?

- Примерно о том же, о чем и с «Комсомолкой».

 ВОПРОСЫ ОТ КОРРЕСПОНДЕНТА «КП» ПО БАМУ (1975 - 1981 гг.), ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ВЛАДИМИРА СУНГОРКИНА

Про зарплату и надбавки для дальневосточников

- Виктор Иванович, работая корреспондентом «Комсомолки» на БАМе, я получал больше главного редактора. У меня было 420 рублей.

- Когда я работал сварщиком, получал в месяц 600 - 700 рублей. Более 500 рублей на руки. Отработал 13 лет, чтобы у меня была льготная пенсия. Она у меня льготная по возрасту - 12 800.

- Сварите и нам что-нибудь!

- Я был сварщиком-аргонщиком по цветным сплавам. У меня был пятый разряд. Диплом сварщика и личное клеймо. Я зарабатывал побольше всех на заводе.

- Сейчас вообще нет этих коэффициентов, северных надбавок?

- Есть для госслужбы. 30% и плюс 30 могут быть. Максимально - 60%.

- А для простых трудящихся? Теперь для министерства по Дальнему Востоку будут особые условия создаваться - налоговые, мотивационные?

- Сегодня на Дальнем Востоке все дороже. Но работаем-то мы лучше. Если средний доход за 2011 год по России 20 тысяч рублей в месяц на человека, по Дальнему Востоку - 23. А с учетом покупательской способности - 17. Если средняя пенсия по России 8 тысяч рублей, у нас она 9 тысяч. Но ведь большинство товаров на Дальнем Востоке ощутимо дороже. Да, раньше притягивали северные надбавки. Сегодня нужно возвращать эти коэффициенты на Дальнем Востоке и на Севере. Люди должны получать чуть больше, чем в среднем по России.

ВОПРОСЫ ОТ БЫВШЕГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА, ЗАМА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «КП» СЕРГЕЯ ПОНОМАРЕВА

Про золото и Магадан

- В начале 90-х была такая идеология, что пусть все люди отсюда уезжают, будем осваивать вахтовым методом эту территорию. В итоге Магаданская область превращена сейчас в пустыню. Все население фактически сконцентрировалось в областном центре. Что делать-то?

- Если есть работа, если есть производство, там должны жить люди. Если там нет производства, то зачем мучить людей? Тем более человек в Магадане обходится в 3,5 раза дороже, чем в Хабаровске или на юге Приморского края.

Кто-то говорит - надо на Дальний Восток завезти миллион человек, я говорю - правильно, посадить их под березки и пусть они сидят. Будем создавать предприятия - будут приезжать люди. Не будем создавать экономику, люди и не приедут. Сегодня у нас разведанных запасов золота порядка 4 тысяч тонн.

- Это в Магаданской области?

- Это всего по Дальнему Востоку. Когда эти запасы начнут разрабатывать, это повлечет за собой строительство новых электростанций, новых сетей, новых дорог и, естественно, там будут люди и новые поселки.

ВОПРОС ОТ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ «КП», ПОЛКОВНИКА ВИКТОРА БАРАНЦА

Как всегда - про квартиры для офицеров

- Виктор Иванович, за последние годы вы сильно сдвинули с мертвой точки жилищные проблемы военнослужащих...

- Это президентская программа. Очень верная, она выполняется. Может быть, где-то организационно недорабатывается.

Сегодня в Снеговой Пади - это Владивосток - построено 6 тысяч квартир. Уже заселено 2,5 тысячи. Министерство должно распределять.

Военнослужащий сегодня вправе выбирать, где ему жить и где служить. Это правильно, но создает сложности. Мы не совсем готовы к этим сложностям. Эта структура немножко хромает. Но мы принимаем решительные меры, и в Снеговой Пади появится еще 3 тысячи квартир.

Что касается Хабаровского края. На базе Волочаевского городка в этом году минимум 2 - 2,5 тысячи квартир сдадим. По Хабаровску - тысяч 6 квартир будет построено.

Два года назад под Новый год я вручал военнослужащим ключи, они говорят: спасибо. А мне перед ними стыдно, что мы так долго отдаем им долги.

Если еще говорить о стройках... В Большом Камне - в Приморском крае - сегодня верфи возводятся, мы рассчитываем иметь там хороший большой сухой док, чтобы можно было строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн. Это серьезно. Я там был, смотрел. Это хорошее движение вперед.

 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Общество»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика