Спектакль "Крах"
Источник изображения: DEITA.RU

Со дня рождения Максима Горького исполнилось 150 лет. Актуальны ли темы, поднятые писателем в начале прошлого века сегодня?  За ответом на этот вопрос  корреспондент DEITA.RU отправился в Приморский театр молодёжи - здесь уже три года идёт постановка по пьесе М. Горького «Васса Железнова». И называется она жёстко и однозначно - «Крах».

 Спектакль

— Понравился ли вам спектакль? - спросил корреспонднт у группы молодых парней и девушек после просмотра постановки. 

— Да.

Они рассказали, что смотрели «Крах» не в первый раз. Кто-то пришел на спектакль второй раз, а кто-то и третий. «Зацепил» он их чем-то.

 Спектакль

Режиссёр спектакля Сергей Руденок перенёс действие пьесы из дореволюционной России начала ХХ века на его конец - в 90-е - «перестроечные» годы, время, когда рушилась страна. При этом всё поставлено по классике – сюжет, написанный Горьким, текст, который произносят герои, не изменился. Изменился антураж – современные костюмы, «малиновые пиджаки», спортивные «адидасы» – символы 90-х, музыкальное сопровождение: «…перемен требуют наши сердца….», это и говорит о том, что владелица пароходов Васса Железнова пытается сохранить свою семью и нажитое добро в другой стране и в другое время. Но меняет ли это суть истории?

 Спектакль

«Я столкнулся с тем, что текст, написанный Горьким 100 лет назад, не сопротивляется сегодняшнему времени, его не надо менять. Он живой, как будто написан сегодня. Я потом перечитал рассказы Горького. Они все: «Челкаш», «Старуха Изергиль»,  «Макар Чудра» и другие, написаны гениально. Просто, сочно, наполнено - рождают образы, картины», - говорит режиссёр.  

 В пьесе Горького «Васса Железнова» разворачивается конфликт вокруг маленького мальчика, внука Вассы, которого жена её сына, революционерка Рашель, хочет увезти за границу.

Сергей Руденок: «Главный конфликт, который разгорается на сцене – это конфликт из-за ребёнка.  Любой ребёнок - это будущее. Будущее они и делят. В этом спектакле постоянно делят жизнь и делят будущее.

 Спектакль

Я перенёс действие пьесы в 90-е годы потому что помню хорошо, как рушилась старая империя, которая уже стала, по сути, колоссом на глиняных ногах. Мы помним  91-й год, когда всё разрушалось, помним как в 93-м коммунисты набрали большее количество голосов, потому что  народ  ужаснулся, как быстро стали разворовывать страну вчерашние холопы. У Горького в пьесе есть такой ловкий слуга Пятёркин, такой "принеси-подай". Его точно характеризует беспечный прожигатель жизни Прохор Храпов: «…он архиерея украдёт…».  В пьесе я их размножил до пяти – этакая команда Пятёркиных… Они, эти Пятёркины, служат Вассе, служат этому колоссу, но подшатывают его постоянно, потому что главная их задача – всё отнять и поделить – дождаться того момента, когда этот колосс рухнет. Мне показалась история «Вассы Железновой» очень актуальной и в наше время.

 Спектакль

Важный мотив, который присутствует в пьесе – время меняется. Вассе кажется, что созданный ею корабль будет плыть всегда – а он уже не плывёт и требует нового взгляда на руководство ситуацией, на новые веяния времени.  Революционерка Рашель пытается это ей объяснить: вы сильная женщина, многого достигли, но это всё в прошлом;  есть новая сила, новое движение в мире, которое вы не хотите воспринимать; вы пытаетесь от него отмахнуться, но отмахнуться невозможно, потому, что оно уже здесь, и под вами уже всё трещит. Но Васса отнекивается, держится за старое, считает, что пачки денег решат всё. В спектакле есть чемодан, набитый деньгами,  в который постоянно кто-то лазит, из него дают взятки…. это такой магический сундук, который решает все проблемы. Но уже появляется новое поколение, для которого это - не решение. Спектакль об этом тоже – мир, построенный на старых ориентирах, которые больше не работают, рушится».

Максим Горький на примере казалось бы, частной жизни владелицы пароходства Вассы, показал процессы мировой истории.  

 Спектакль

«Он о крахе – спектакль, который я поставил. Он должен заставить задуматься – куда мы дойдём. Я считаю, что Горький актуальнейший писатель. На основе его текста я размышляю о том, что происходит в стране, в наших головах, и что нужно сделать, чтобы не прийти к краху», - считает режиссёр спектакля. 

Ирина Павленко