банкомат
Источник изображения: pixabay

Россияне смогут пользоваться услугами банков без обязательного обращения в отделения, сообщает DEITA.RU.

Для того, чтобы стать клиентом банка, необходимо лишь предоставить свои биометрические данные - изображение лица и образец голоса. Удаленная идентификация в банковской системе начнет работать уже с 30 июня 2018 года. Об этом в интервью "Российской газете" сообщил заместитель директора департамента финансовых технологий Банка России и замруководителя направления развития удаленной идентификации и цифрового профиля ассоциации ФинТех Иван Зимин.

По словам специалиста ЦБ, с помощью механизма распознавания внешности и тембра голоса банк сможет подтвердить личность клиента на расстоянии и дистанционно предоставить услугу. Сама процедура будет предоставляться бесплатно и только с согласия клиента.

«Для того, чтобы получить доступ к сервису удаленной идентификации, клиенту необходимо будет один раз прийти в банк с паспортом и СНИЛС. Банк зарегистрирует клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системе. Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации проводится на основании проверки паспортных данных и СНИЛС. Если у клиента уже есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг, то будет использована эта запись. Для регистрации в единой биометрической системе в банке у клиента возьмут биометрические данные - изображение лица и голос», - объяснил эксперт принцип работы грядущего нововведения.

После подтверждения данных гражданину придет СМС о создании учетной записи в ЕСИА, в которой также будет содержаться информация о наличии биометрических образцов в единой биометрической системе. Наличие такой учетной записи позволит пользоваться в дальнейшем удаленной идентификацией и получать банковские услуги без личного посещения банка.

В последующем, для получения банковской услуги, будь то получение кредита или открытие вклада, гражданину необходимо зайти на сайт банка и выбрать нужную услугу, после чего система его автоматически переключит на ЕСИА. Для входа необходимо ввести логин и пароль. Далее пользователю будет необходимо произнести на камеру написанную на экране последовательность цифр или букв. Единая биометрическая система получит видеозапись и сравнит образцы с имеющимися в системе.

По мнению разработчиков, данное новшество существенно повысит доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения. Кроме того, благодаря такому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка.

Сообщается, что в пилотном тестировании Единой биометрической системы приняли участие 12 банков. Полный перечень организаций, оказывающих услугу по удаленной идентификации будет опубликован на официальном сайте Банка России. Механизм удаленной идентификации смогут использовать все банки, которые участвуют в системе страхования вкладов, к которым не применяются меры по предупреждению банкротства, а также отсутствуют неоднократные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Не смотря на тот факт, что разговоры о внедрении данной инновации ведутся уже давно, ее реализация будет зависеть от технических возможностей конкретного банка. Как полагают эксперты, не каждая банковская организация удосужилась перестроить работу своих отделений на высокотехнологичные рельсы. При этом, уже сейчас клиенты многих российских банков могут дистанционно открывать вклады и получать кредиты дистанционно, без личного обращения в банк. Вместе с тем, некоторые российские банки и поныне продолжают оказывать сервис в лучших традициях советской сберкассы: «там, где до сих пор в обслуживании клиентов применяется максимальный формализм и бюрократизм, ждать оказания услуг по биометрическим данным, вряд ли стоит», - уверены эксперты.

Андрей Горюнов