театр
Источник изображения: Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской/официальная группа вк

Нина Шульгина - театровед, выпускница театроведческого факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Арт-критик, преподаватель теории и истории театра в Дальневосточной государственной академии искусств в области межкультурных коммуникаций.

Нина Шульгина
Источник изображения: Facebook/Нина Шульгина

Уссурийский театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской закрыл 79-й театральный сезон премьерой спектакля «СВЕТЛЫЕ ДУШИ» по рассказам В. М. Шукшина, сообщает ИА «Deita.ru».

Шукшин в своих рассказах пишет как раз не о геройских трудовых подвигах и свершениях строителей коммунизма, а рассказывает читателю о самых разных незначительных, частных и кажущихся совершенно проходными и незавидными случаях из жизни простых советских людей. Чаще всего это жители деревни потому, что именно в деревне ещё сохранялся тот дух простой размеренной неповторимой жизни, который был так близок и понятен автору. А город и городская среда в рассказах Шукшина чаще всего выступают наоборот как противовес естественности деревни, как средоточие той чаще всего недоброй и разрушительной силы, с которой сталкиваются герои Василия Макаровича. Он просто и бесхитростно рассказывает о том, обыденном и повседневном, широко распространённом. Герои рассказов Шукшина не придуманы, не выведены авторской фантазией, — они увидены или подсмотрены автором в жизни.

Спектакль «Светлые души» поставлен главным режиссером театра Станиславом Мальцевым по пяти рассказам Шукшина: «Одни», «В воскресенье мать-старушка», «Случай в ресторане», «Крыша над головой», «Степка». Постановка интересна своей концепцией системы локаций вне сцены. Каждая площадка, а их всего пять по количеству рассказов: репетиционный зал, комната главного режиссера, буфет, большой зал и верхнее фойе – становится местом действия отдельной истории со своим сюжетом и действующими лицами. Пять смешных и грустных рассказов Василия Шукшина, красной нитью проходит идея отображения красоты и противоречия национального характера, объединены общим названием «Светлые души» по идее режиссера-постановщика. В театральном пространстве работают одновременно четыре сценические площадки, где на каждой происходит своя история. Отсутствие «четвертой стены», максимальное приближение к артистам создает эффект участия в действии.

театр драмы, спектакль

Количество зрителей на спектакле ограничено — по 50 на каждую площадку. Переходя по кругу и меняя сценические площадки, 200 зрители путешествуют в пространстве и времени. Уссурийская публика — это люди, которые так или иначе, имеют деревенские корни, поэтому герои выбранных рассказов очень хорошо знакомы зрителю. «Светлые души» — это важный разговор о самом главном, о том, что такое любовь, что такое жизнь и смерть, что такое талант в человеке. Вечные вопросы.

В рассказах Шукшина оживает целая галерея образов русского характера. Герои его рассказов – странные непутевые люди, чудаки, мечтатели-мудрецы, живые и естественные, иногда стихийно бунтующие. Именно в этом протесте автор видит проявление духовного начала. Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изображения необычный случай, который помогает раскрыть душевное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической авторской интонацией. Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира. Об этом позже он писал: «…Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа». Герои шукшинских рассказов люди необычные, по определению писателя «чудики». Шукшину не требовалось изучать или постигать национальный характер, он хорошо был знаком с культурой народного творчества. «Чудики» Шукшина — сельские жители, мечтающие о недостижимом. Важнейшей основой описания характеров у Шукшина стал быт, повседневность. Интересная деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде, автор считал, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.

Яркие и разноцветные кружочки вместо билетов на спектакль, которые получают зрители «Светлых душ» тоже можно принять как символ колорита и разноцветья русского характера.

спектакль

В спектакле занято довольно много актеров, что всегда сложная постановочная задача. Однако все пять историй очень гармонично сложились в идею спектакля, благодаря слаженности актерского ансамбля. Широта и некоторая непредсказуемость русского характера проявились во всех героях постановки. Особенно следует отметить актерские работы в рассказе Бориса Бехарского (Антип) и Елены Перегуда (Марфа) в рассказе «Одни», народный артист РФ Владимира Тютюнника (Старичок) и Валерия Комаристого (Детина) в рассказе «Случай в ресторане». Особый колорит спектаклю придают массовые сцены, народная музыка и песни как свидетельство подлинности историй.

Публика с радостью узнает шукшинских «чудиков», которых они уже встречали в жизни. Такая сценическая форма стала возможной и успешной в результате большой работы театра на протяжении всего сезона. Это были и многочисленные премьеры, и мастер-классы, и лаборатории. Современный, прогрессивный подход к внутренней жизни театра дает прекрасные результаты.

Нина Шульгина.