18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения

Артур Романенко: «Владивосток должен иметь свой нерушимый символ»


Директор диггер-клуба о значении Владивостокской крепости для города и памяти предков

4 мая 2016, 16:01, Дейта.

Владивостокская крепость – самое мощное в мире прибрежное оборонительное сооружение, созданное в конце XIX – начале XX века русскими военными инженерами, строителями, солдатами. В настоящее время этот шедевр военно-инженерной мысли идеальный инструмент приобщения к отечественной военно-исторической культуре, воспитания у молодого поколения уважения к труду предков. Как знать, возможно, что именно благодаря владивостокской крепости над значительной частью дальневосточных земель развивается российский флаг. Директор владивостокского диггер-клуба Артур Романенко рассказал ИА «Дейта» о том, как можно сохранить символ «владения Востоком», обеспечить ему туристическую доступность и организовать достаточное количество рабочих мест.

03.jpg

- Возглавляемый вами диггер-клуб не один год занимается организацией экскурсий по объектам Владивостокской крепости. Расскажите, как менялось состояние крепостных сооружений за время вашей работы. Стало лучше или хуже? Есть объекты, которые уже утеряны?

- На протяжении 12 лет диггер-клуб организовывал экскурсии по заявкам туристических компаний. Сейчас мы самостоятельно начали заниматься этой деятельностью. Что касается состояния крепости, то когда она находилась в ведении Федерального агентства по управлению и использованию памятников культуры, ряд сооружений был отреставрирован и благоустроен. Причем, эта работа была системной. Мы плотно сотрудничали с агентством, надеясь на то, что крепость будет под постоянным федеральным присмотром.

02.jpg

Безымянная батарея, расположенная в районе Спортивной гавани Владивостока - уникальный объект. Еще в девяностые годы неравнодушные люди каким-то образом умудрились оформить все необходимые документы и организовать здесь музей. 

Есть объекты, утерянные частично. В основном, это маленькие артиллерийские батареи, которые были разрушены при различного рода строительстве. Например, батарея 55-ой высоты в районе бухты Тихой. Она была порушена при прокладке газопровода. Потом, насколько было возможно, ее восстановил «Газпром». Все остальные крупные крепостные сооружения как стояли, так и стоят.

- У крепости есть схожие друг с другом объекты. По-вашему, насколько необходимо обеспечивать доступ туристов и проводить работы по благоустройству на всех крепостных сооружениях? Почему бы не выбрать основные, наиболее интересные?

- По моему мнению, делить Владивостокскую крепость на нужные и ненужные объекты нельзя. Наша крепость — одна из сильнейших морских крепостей в мире. Вполне возможно, что именно она только своим наличием спасала нас от боевых действий. Полагаю, если бы не крепость, то территория, на которой сейчас мы живем, могла быть под флагом другого государства. Как быть с памятью о делах наших предков? Поделить на нужное и ненужное, а затем частично удалить? Понятие патриотизма, как национальной идеи, у нас будет тоже частичным? Это, на мой взгляд, не вариант. Владивосток должен иметь свой символ, равнозначный по силе и значимости Московскому Кремлю или Петропавловской крепости.

img 5555.jpg

Крепостные сооружения, наиболее привлекательные с точки зрения экскурсионного показа, уникальные в части инженерных решений – это как раз те, что находятся в муниципальной собственности. Есть и еще более интересные объекты. Но они в ведении Министерства обороны, являются частью действующих военных объектов. Проводить там экскурсии невозможно.

- С учетом отдаленности ряда объектов, отсутствия дорог к ним, возможно ли в таких условиях организовать работу по поддержанию крепостных сооружений в достойном состоянии, обеспечить их охрану и сделать их максимально доступными для туристов?

- На мой взгляд, ничего невозможного в этом нет. Вопрос лишь желания и подхода. Если коммерческие или общественные организации возьмут на себя содержание крепостных объектов, включая ее отдаленные секторы – это хорошим не закончится. Затраты, необходимые для ведения такого «хозяйства», невозможно будет покрыть за счет стоимости билетов, экскурсий или иных сопутствующих услуг. Сохранить крепость в достойном состоянии, обеспечить ее инфраструктурную целостность возможно только с участием государства. Это проект, реализовывать который необходимо посредством государственно-частного партнерства.

- То есть, вы считаете, что предложение о передачи в аренду крепостных объектов с целью обеспечить им достойное содержание и сохранить туристическую привлекательность в реальности не сработает?

- Мне кажется, что не сработает. Рассмотрим одно из условий. Согласно ему, арендатор может оперировать только помещениями – это тоннели, капониры, казематы. Как только арендатор выходит, допустим, из каземата, он наступает на землю, которая уже не его. Естественно, предпринимателю неинтересно вкладывать деньги в то, что ему не принадлежит. Зачем ему благоустраивать чужую территорию? Например Федеральное агентство по управлению и использованию памятников культуры, в свое время, провело восстановительные и реставрационные работы на Новосильцевской батарее крепости Владивосток. Этот объект получил не только достойный внешний вид, но и макеты орудий. Весь процесс, насколько мне известно, обошелся в 16 миллионов рублей. Частный арендатор сможет позволить себе подобные «непроизводственные» расходы?

img 5490 (1).jpg

- Если рассматривать крепость как объект, генерирующий рабочие места, то какому количеству людей обеспечена сейчас постоянная занятость?

- По моему мнению, одно сооружение дает работу, как минимум, пятнадцати турфирмам, занимающимся въездным туризмом. Например, форт №7. На нем зарабатывают водители, которые везут туда туристов; аниматоры, задействованные в шоу-реконструкциях; компании, организующие лазерный пейнтбол снаружи форта; сопровождающие группу экскурсоводы; магазины, которые продают сувениры. Такой объект «кормит» массу людей.

- То есть, туристы готовы платить за посещение крепостных сооружений?

- Да, конечно. Есть желание платить и посещать. Причем как у соотечественников, так и у иностранцев. При этом, деньги «оставляются» не только в периметре крепостного объекта. Как экскурсовод, я возил на остров Русский небольшие группы туристов. Где-то по 5-7 человек. Однажды решил примерно подсчитать, сколько мои туристы тратят денег на территории острова. Получилось, что всеми привезёнными мной немногочисленными группами за год было «оставлено» 960 тысяч рублей. Почти миллион только от одного экскурсовода. Было это еще до появления моста. Сейчас есть мост. Количество экскурсий увеличилось в разы. Делайте выводы. Что касается Владивостокской крепости, то в прошлом году только мной было проведено 120 экскурсий по ее объектам. Отмечу, количество желающих посетить крепость растет. Более того, есть люди, причем их немало, которые только ради этого приезжают во Владивосток. Я общался с гостями, посетившими в своей жизни по 70 различных стран. К нам же они ехали только из-за возможности увидеть крепость. По их словам, форты нашей крепости настолько необычны, что в других крепостях по всей земле подобных им не найти.

img 5931.jpg

- Какие-то курьезные случаи с туристами были при посещении крепости?

Да вся работа – сплошной курьез. Объектов крепости, показывая которые иностранцам «за державу не обидно», у нас ничтожное количество. Большая часть становится причиной их культурного шока. Везешь иноземных гостей к отдаленному сооружению, начинаются вопросы: почему дорога разбитая, будет ли там туалет. Начинаешь изворачиваться: дорога разбитая – потому что военная, туалет там в кустиках, но нужно быть острожным, потому что рядом клещи и змеи. Многие иностранцы видели примеры, когда вокруг объекта из двух маленьких пушек и десятка старых кирпичей создана вся необходимая инфраструктура, принимающая в месяц по 10 тысяч человек. У нас же все огромное, уникальное, но поросшее бурьяном. С одной стороны фактор некого экстрима является привлекательным моментом. Не всем нравятся «глянцевые» экскурсии. Но надо понимать, что значительная часть туристов не готова к полевым условиям. Это мы, привыкшие к трудностям, а иностранцы отдают предпочтение хоть и минимальному, но все же комфорту.

Фото: предоставлено Владивостокским диггер-клубом.

*Материал создан в рамках проекта ИА «Дейта» «Открытое Приморье» при поддержке администрации Приморского края

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Туризм»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика