экзамен
Источник изображения: «Deita.ru»

Выпускники определились, какие предметы они будут сдавать в этом году в рамках Единого государственного экзамена. До первого испытания осталось меньше четырех месяцев. Корреспондент DEITA RU пообщался с членом Приморской экспертной комиссии ЕГЭ, преподавателем русского языка и литературы Ириной Волошиной и выяснил, как она относится к современной системе образования, могут ли школы подготовить учеников на 100 баллов и почему люди все чаще обращаются к услугам репетиторов.

Может ли сегодня школа подготовить учащегося к ЕГЭ так, чтобы он без помощи репетитора смог сдать экзамен на максимальный балл?

В принципе, все это реально. Но существует разница между тем, чтобы просто сдать экзамен на среднюю оценку или же написать работу на наивысший балл. В данный момент, чтобы получить аттестат, по русскому языку достаточно набрать 23 тестовых балла, а по математике – 27. На самом деле, нужно сильно «постараться», чтобы этого не произошло. Если говорить о высоких оценках, то я считаю, что среднеобразовательные учреждения в Приморском крае способны подготовить своих учеников таким образом, что они могут написать каждый из обязательных предметов на 70–80 баллов. Учителя осознают уровень своей ответственности и максимально стараются подготовить своих подопечных. Само собой, не только от преподавателя зависят результаты ЕГЭ, но и от способностей учащегося, которые в силу его усидчивости, трудолюбия и терпения могут быть совершенно различными.

Для чего тогда прибегают к услугам репетиторов?

Раньше к репетиторам обращались либо очень слабые ученики, либо те, кто претендует на медаль. В последнее время можно выделить еще среднюю категорию учащихся, у которых есть базовые знания, но родители хотя подстраховаться и повысить их уровень. Еще одна причина — многим школьникам репетитор необходим в качестве стимула, потому что для самостоятельной подготовки им не хватает усидчивости. На сегодняшний день рынок репетиторских услуг очень широк, и, вместе с этим, родители не до конца могут понять уровень компетентности специалиста. Недостаточно просто знать, например, физику или математику, хорошо ее учить в школе и университете, чтобы потом готовить учеников к ЕГЭ. Последние два года репетиторские услуги предоставляет огромное количество обычных студентов — в этом нет ничего плохого, к ним, в основном, обращаются как раз «среднячки», о которых мы говорили. В любом случае, при подготовке к выпускным экзаменам, обращаться стоит к профессионалам, у которых есть педагогическое образование и опыт преподавательской деятельности в школе или вузе.

В последние годы взрослые люди жалуются, что школьники и студенты разучились грамотно писать, не знают элементарных правил. На ваш взгляд, это действительно так?

Проблема с уровнем грамотности у нас была актуальна и 20 лет назад, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, и продолжается до сих пор. В силу того, что я являюсь членом государственной экзаменационной комиссии Приморского края по русскому языку, периодически приходится сталкиваться с примерами сочинений школьников, которые приводят меня в ужас. Я полностью согласна с тем, что существует проблема орфографической неграмотности, но хочу заметить, что по сравнению с 2009 годом, когда ЕГЭ только начинали проводить, уровень начитанности, а, соответственно, и правописания значительно вырос. Я это связываю с тем фактом, что в нашем крае родители с младших классов стараются делать упор своим детям на изучение русского языка. Также меня очень радует то, что ученики в последнее время снова начинают браться за чтение книг. В основном, школьники сегодня предпочитают классической русской литературе современную зарубежную, хотя недавно в руках у своей ученицы видела книгу Захара Прилепина.

С начала введения системы ЕГЭ в структуру российского образования мнения людей разделились — кто-то поддержал новый механизм сдачи экзаменов, потому что после получения его результатов, не нужно сдавать вступительные экзамены в вузы, а кто-то отрицательно отнесся, утверждая, что сама система ЕГЭ подразумевает выбор ответов из предложенных вариантов. А это очень сильно снижает интеллектуальный уровень учащихся. Каково ваше мнение?

Когда начинаются разговоры, что система ЕГЭ кошмарная и вообще ее стоит отменить, потому что в школах занимаются только натаскиванием учеников на выбор правильных вариантов ответа — я с этим в корне не согласна. Каждый учитель, который считает себя профессионалом, никогда не будет заменять прохождение общеобразовательной программы «зубрежкой» верных ответов. Преподаватель должен давать базовые знания, учить думать, делать выводы и анализировать. Если учащийся будет получать такую подготовку, то он сдаст любой экзамен. Безусловно, есть такие учителя, которые за три месяца до начала экзамена бросают основную программу и занимаются только подготовкой школьников к ЕГЭ. Но, по большому счету, этот процесс должен быть планомерным, проходить в течение всего 11 класса, тогда и программа не пострадает, и школьники не будут чувствовать себя измученными к концу учебного года.

Я не могу сказать, что являюсь противником ЕГЭ, к нему уже привыкли и ученики и преподаватели. Я знаю нескольких ребят из деревень и поселков нашего края, которые после ЕГЭ смогли поступить в Москву и Санкт-Петербург, что у них вряд ли бы вышло, если бы им пришлось сдавать вступительные экзамены. Это ли не плюс? Также стоит отметить, что Приморский край никогда не был фигурантом скандалов, связанных с коррупцией в сфере ЕГЭ и ОГЭ и, положа руку на сердце, могу сказать, что в экспертной комиссии как-то подделать ответы не представляется возможным. Каждую работу проверяют два совершенно разных специалиста, которые могут находиться даже в разных комнатах.

Если говорить об уровне подготовки к экзаменам, то сегодня у каждого дома есть интернет, который сам по себе уже репетитор — при правильном использовании он может поделиться с вами полезными ресурсами. Так что возможностей у школьников сегодня гораздо больше, чем у их коллег было 10 лет назад.

Максим Низкодубов