1
Источник изображения: организаторы

С 26 по 1 октября во Владивостоке впервые пройдёт «Дальневосточная конференция региональных музеев» – масштабное событие, на котором соберутся представители ведущих российских музейных и выставочных институций, сообщает «Deita.ru» сообщили. В программе — дискуссионные площадки, презентации, представление успешных практик, тренинги и лекции, знакомство с различными проектными технологиями, разными подходами в интерпретации и предъявлении культурного наследия.

Отдельным модуль конференции – публичная лекционная программа, посвящённая различным художественным и исследовательским проектам, реализованным на базе ведущих музейных и выставочных институций России. Данная секция адресована широкому кругу слушателей – студентам и преподавателям гуманитарных вузов и всем тем, кто интересуется актуальными процессами, определяющими развитие текущего пространства культурного и художественного производства.

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Место проведения: Зал «Клио», Главный корпус Приморского музея имени Арсеньева (ул. Светланская, 20)

Регистрация обязательна: 8(423)241-11-73

27 сентября (среда):

18:00 – Фестиваль как инструмент продвижения территории

Михаил Савченко, Самара, директор Музея Модерна (филиал Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина), автор и продюсер Фестиваля Набережных «ВолгаФест».

Фестиваль набережных в Самаре: от интернет-мема до нового образа города. Стратегии убеждения, формирование команды, содержательная структура проекта, инструменты работы с городской средой.

19:00 – Выставочная и образовательная политика как инструмент реанимации музея PERMM

Наиля Аллахвердиева, Пермь, арт-директор Музея современного искусства PERMM.

2014 год был переломным в жизни музея PERMM, переезд в «неизвестность», смена культурно-политических приоритетов территории, ослабленная репутация, отсутствие плана и стратегии развития. Высокий социальный резонанс проекта «Транзитной зоны» – прощальной выставки на Речном вокзале ­– изменил позицию регионального министерства культуры относительно творческой компетенции команды, и музею был выдан карт-бланш на проектирование своего будущего. Поиск и адаптация бывшего торгового центра под музейное пространство, выставочный и образовательный план, экспозиционное качество выставок и образовательных проектов стали своеобразным «шоу-румом» компетенций PERMM относительно своего музейного статуса, а также инструментом формирования новой идентичности музея –  «музея в движении», который ищет опору не в здании, а в системе проектирования и коммуникации.

28 сентября (четверг):

18:00 – Биеннале каждый день: не выставкой единой

Мария Букова, Красноярск, Директор Музейного центра «Площадь Мира».

Речь пойдёт о том, как периферийный музей в 90-е годы завёл на российской земле ряд европейских практик, ставших инструментом развития культуры края. Музеи, художники, зрители стремятся обнаружить общую оптику − такую, где для каждого есть возможность сформулировать свою точку зрения. Однако Сибирь − земля дали и широты: что даёт формат биеннале для (само) определения региона?

19:00 – Философия архивного дела, или как оживить живых?

Владимир Береснев, Пермь, руководитель отдела новейших течений Пермской государственной художественной галереи

Тема выступления – работа с «нематериальными архивами» – живой памятью людей. Мишель Фуко в работе «Археология гуманитарного знания» отметил парадоксальную природу архива: архив является материально данным, но исторически невидимым (в том смысле, что архив не способен сам себя проявить в другом времени, для этого нужен ученый, который пишет статью или куратор, который сделает выставку). Ещё сложнее обстоит дело с формирование архива, документированием живой памяти свидетелей минувших событий, которая и историческая невидима, и материально не дана.  Кроме того, носители воспоминаний далеко не всегда способны оценить их важность для остального общества. В какой момент воспоминание становится ценным моментом истории? Какие существуют способы их материализации и публичного представления?
Знакомимся с пермским опытом «оживления живых», кейс – процесс подготовки выставки «Авангард, которого не было» (открытие выставки в Пермской галерее запланировано на октябрь-ноябрь 2018 года).

29 сентября (пятница):

11:00 – Фотография как инструмент исследования города

Кристина Горланова, Екатеринбург, заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова» (Музей истории Екатеринбурга), руководитель программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга», художник.

Практика обращения художников к фотографии, как к инструменту исследования территории, широка и разнообразна. Целый ряд недавних российских выставочных проектов построен на исследовании места. В этой области построена и работа участников арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга» в фотографическом музее «Дом Метенкова». Все  проекты резиденции так или иначе поднимают тему осмысления фотографии как воплощения памяти о месте, инструмента сохранения и передачи впечатления, способа «увидеть» и «показать» территорию.
В рамках своей лекции Кристина Горланова расскажет о различных подходах к использованию фотографии в художественной практике взаимодействия с местом.

 30 сентября (суббота):

19:00 – Куда идёт биеннальное движение: перспективы формата биеннале?

Алиса Прудникова, Москва, руководитель дирекции по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ.

Больше трехсот биеннале и триеннале проходят сегодня по всему миру. Актуальность этого формата показывает недавно созданная Международная биеннальная ассоциация (IBA). Она объединяет директоров, кураторов и исследователей в обсуждении вопросов стратегии биеннального движения: финансирования, правил проведения, этики и художественных задач. Биеннале актуальны не просто как смотр современного искусства, а как фактор развития территории, способный вписать город в мировой контекст и актуализировать локальную повестку. В лекции мы обратимся к ключевым примерам в международной и российской практике.

1 октября (воскресенье):

18:00 – Мемориальные пространства и общественная дискуссия

Анатолий Голубовский, Москва.

Войны памятников происходят сегодня по всему миру. Театры военных действий − постсоветские страны, Восточная и Западная Европа, даже США. И, конечно, Россия. Должен ли памятник провоцировать общественную дискуссию? Как, кто и зачем ставит памятники и организует мемориальную среду в свободных и несвободных обществах? Как монументалисты работают с катастрофами и травмами? Какой может быть в XIX веке мемориализация событий и персонажей, связанных с модернизацией и общественным развитием?

Отметим, инициатива и подготовка конференции осуществляется Приморским государственным объединённым музеем имени В.К. Арсеньева. Данное событие является частью масштабного проекта «Коллекционируя Россию», направленного на развитие сотрудничества региональных музеев. Традиционные «Арсеньевские чтения», проводимые музеем осенью, вошли в программу отдельной секцией.

Екатерина Брязгунова